Двенадцать врат

Нагарджуна

6. ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ (eka-artha/tadatmya-visesa-pariksa)

   Опять, все вещи пусты. Почему?
Признаки и характеризуемое
И не одно и то же, и не различны.
Если они не одно и то же и не различны,
Как могут быть установлены эти категории?
   Признаки и характеризуемое не идентичны и не отличны друг от
друга.  Если  их  одинаковость  и  различие   не   могут   быть
установлены, ничто не может быть установлено. Поэтому  признаки
и характеризуемое пусты. Так  как  признаки  и  характеризуемое
пусты, все вещи пусты.
   Вопрос: Признаки и характеризуемое  устанавливались  всегда.
Почему они не могут быть установлены? Ты говоришь, что признаки
и характеризуемое не одно и то же  и  не  различны.  Теперь  ты
должен сказать, что признаки  либо  идентичны  характеризуемому
либо отличны от него; или вещи могут быть частично  признаками,
а частично характеризуемым. Например, признак сознания  -  быть
сознательным; без акта  сознательности  нет  сознания.  Признак
чувства - акт ощущения; без акта ощущения  нет  чувства.  Таким
образом признаки идентичны характеризуемому.
   Будда говорит, что прекращение желания называется  признаком
нирваны. Желание - это сотворенное asrava;  прекращение  -  это
несотворенное anasrava. Верующий имеет три признака:  он  хочет
быть с  хорошими  людьми,  стремится  слушать  истину  и  хочет
раздавать милостыню. Эти три признака являются  кармой  тела  и
и относятся к внешним проявлениям. Но вера относится к разуму и
относится к деятельности ума. Здесь признаки и  характеризуемое
отличны друг от друга.
   Правильное воззрение - признак [Восьмеричного  Благородного]
Пути и  частично  то  же  самое,  что  и  Путь.  Возникновение,
длительность и разрушение -  признаки  сотворенных  вещей;  они
частично являются тем же самым, что и  сотворенные  вещи.  Итак
характеризуемое частично идентично с признаками.
   Таким образом, признаки либо  совпадают  с  характеризуемым,
либо отличны от него,  либо  частично  совпадают  с  ним.  Твой
тезис,  что  поскольку  тождество  и  отличие  не  могут   быть
установлены,  признаки  и   характеризуемое   не   иогут   быть
установлены, необоснован.
   Ответ: Твой тезис, что признаки есть характеризуемое,  точно
так же как сознание и т.д., не может  быть  обоснован.  Почему?
Потому  что  то,  что  может  быть  познано   через   признаки,
называется характеризуемым; то, что  использовано  в  познании,
называется  признаком.  Но  вещьне  может  познать  сама  себя.
Например, палец не может коснуться сам себя, а  глаз  не  может
видеть себя. Поэтому твой  тезис,  что  сознание  является  как
признаком, так и характеризуемым, необоснован.
   Далее, если признаки - то  же  самое,  что  характеризуемое,
между ними нет различия. Если мы будем делать различия,  нельзя
будет сказать, что они одно и то же.
   Далее, если признаки - то  же  самое,  что  характеризуемое,
причина и следствие будут одним и тем же.  Почему?  Признаки  -
причина, характеризуемое -  следствие;  два  суть  одно.  Но  в
действительности они не  являются  одним.  Поэтому  неправильно
говорить, что признаки и характеризуемое являются одним  и  тем
же.
   Твой тезис, что признаки и характеризуемое отличны  друг  от

прекращение желания, а не желание. Если сказать, что желание  -
признак нирваны, то характеристика отлична от характеризуемого.
Если сказать, что уничтожение желания - признак нирваны, то  не
следует говорить, что признак отличен от характеризуемого.
   Ты говоришь также, что верующий имеет три  признака.  [Но  в
действительности] верующий и три признака не  отличны  друг  от
друга. Если нет веры, нет трех результатов. Поэтому признаки  и
характеризуемое  не  могут  быть  различны.  Более  того,  если
признаки и характеризуемое различны, признак может иметь другие
признаки, и  будет  бесконечный  регресс;  но  это  невозможно.
Поэтому признаки и характеризуемое не могут быть различны.
   Вопрос: Как свет может освещать себя и другие  вещи,  так  и
признаки могут характеризовать себя и другие вещи.
   Ответ: Твой пример света  был  опровергнут  ранее  когда  мы
обсуждали три сотворенных  признака.  Кроме  того,  ты  кажется
противоречишь своей прежнней точке зрения: раньше  ты  говорил,
что признаки и характеризуемое различны, а теперь говоришь, что
признаки  могут  характеризовать  себя  и  другие   вещи.   Это
необосновано.
   Далее,   ты   говоришь,   что   признаки   -    это    часть
характеризуемого. Это необосновано.  Почему?  Потому  что  дело
здесь в тождестве или различии. Но тождество  и  различие  были
опровергнуты ранее. Итак ты должен признать: точка зрения,  что
признаки - часть характеризуемого, должна быть отвергнута.
   Таким  образом,   признаки   и   характеризуемое   различных
причинных условий не идентичны и  не  отличны  друг  от  друга.
Другой  возможности  нет.   Поэтому   как   признаки,   так   и
характеризуемое пусты. Так как они пусты, все вещи пусты.