Двенадцать врат

Нагарджуна

7. БЫТИЕ ИЛИ НЕБЫТИЕ (bhava-abhava-pariksa)

   Опять, все  вещи  пусты.  Почему?  Бытия  и  небытия  нельзя
получить ни одновременно, ни в разное время. Как написано,
Не может быть бытия с небытием;
Не может быть и бытия без небытия.
Если бы бытие могло быть с небытием,
То бытие всегда было бы небытием.
   Бытие и небытие противоположны друг другу по  природе.  Одна
вещь не может включать их обоих. Например,  когда  есть  жизнь,
нет  смерти.  Когда  есть  смерть,  нет  жизни.  Это   подробно
обсуждалось в Трактате         . Ты  можешь  сказать,  что  нет
ошибки в том, что бытие существует без небытия. Но это не  так.
Почему? Как может быть бытие без небытия?  Как  отмечено  выше,
когда  нечто  производится,  вместе  с  ним  производятся  семь
явлений. Как установлено в Абхидхарме,  бытие  и  непостоянство
производятся вместе. Непостоянство - признак разрушения, почему
оно и называется непостоянством. Поэтому бытие  не  может  быть
произведено без небытия. Если бытие может  быть  произведено  с
непостоянством, то бытие  всегда  будет  небытием.  Если  бытие
всегда есть небытие,  длительность  не  может  быть  порождена,
поскольку   постоянство   разрушается.   Но   на   самом   деле
длительность есть. Поэтому бытие не всегда есть небытие. И  то,
что бытие может быть произведено без  непостоянства,  не  может
быть   истинным.   Почему?   Без    непостоянства    бытие    в
действительности не может быть произведено.
   Вопрос: Когда бытие произведено, непостоянство уже  включено
в него, и все же не приходит  в  действие.  Когда  имеет  место
разрушение,  непостоянство  приходит   в   действие   и   бытие
разрушается. Итак, возникновение,  длительность,  разрушение  и
распад должны ждать своего времени, чтобы прийти в действие.  В
начале эффективно возникновение,  и  следовательно  порождается
бытие.   Между   возникновением   и   разрушением    эффективна
длительность,  и  следовательно  поддерживается  она.  В  конце
эффективно непостоянство  и  следовательно  бытие  разрушается.
Распад - это переход от  возникновениия  к  длительности  и  от
длительности к разрушению. Постоянство разрушает непостоянство,
и это делает  возможным  четыре  явления.  Поэтому,  хотя  вещь
производится вместе с  непостоянством,  бытие  не  всегда  есть
небытие.
   Ответ:  Ты  говоришь,  что  непостоянство  -  также  признак
разрушения,  и  оно  производится  с   бытием.   Тогда   будучи
производимо,   бытие   разрушается,   а    разрушаясь,    бытие
производится.
   Далее, не может быть произведения и разрушения.  Почему?  Во
время  разрушения  не  может  быть   произведения.   Во   время
произведения не может быть разрушения, так как  произведение  и
разрушение противоречат друг другу.
   Далее,  ты  говоришь,  что  непостоянство   и   длительность
производятся вместе. Но  во  время  разрушения  не  может  быть
длительности, а во время длительности не может быть разрушения.
Почему? Потому что длительность и разрушение противоречат  друг
другу.
   Во время распада нет длительности, а во  время  длительности
нет распада.
   Поэтому твой тезис,  что  непостоянство  первично  вместе  с
возникновением, длительностью, разрушением и распадом абсурдно.
Почему?  Предположим,   что   бытие   производится   вместе   с
непостоянством. Непостоянство - признак разрушения. Когда  вещь
производится, она  не  имеет  признака  разрушения;  когда  она
существует, она также не имеет признака разрушения. Когда же  в
таком случае может быть непостоянство?
   Благодаря "бытию  сознательным"  может  быть  сознание;  без
бытия   сознательным   нет   признака    сознания.    Благодаря
"способности ощущать"  может  быть  ощущение;  без  способности
ощущать  не  признака  ощущения.  Возникновение  есть   признак
происхождения; не-возникновение не есть признак  происхождения.
Продолжительность       есть       признак        длительности;
не-продолжительность не есть  признак  длительности.  Изменение
есть признак распада; неизменность  не  есть  признак  распада.
Разрушение жизни - признак смерти; отсутствие разрушения  жизни
- не признак смерти. Итак, разрушение - признак  непостоянства.
Без разрушения нет признака непостоянства.
   Предположим,  что  хотя  имеется   непостоянство,   оно   не
разрушает бытие  во  время  возникновения  и  длительности,  но
разрушает позднее. Почему они производятся вместе? Только в тот
момент, когда разрушается  бытие,  нужно  непостоянство.  Тогда
неправильно говорить, что непостоянство производится  вместе  с
бытием и позднее разрушает его.
   Итак единство бытия и небытия не может быть установлено, как
и их разъединение. Поэтому бытие и небытие пусты. Так как бытие
и небытие пусты,  все  сотворенные  вещи  пусты.  Так  как  все
сотворенные вещи  пусты,  несотворенные  вещи  пусты.  Так  как
сотворенные  и  несотворенные  вещи  пусты,   все   чувствующие
существа пусты.