Двенадцать врат

Нагарджуна

9. ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ (hetu-phala-pariksa)

   Опять, все вещи пусты. Почему? Вещи сами по  себе  не  имеют
природы и не происходят откуда-либо. Как написано,
В пределах  всех  условий  в  конечном  счете  нельзя  получить
следствие.
И оно не происходит откуда-либо.
Как же может быть следствие?
   Как установлено ранее, следствия нет  ни  внутри  любого  из
условий, ни внутри совокупности их  всех.  Следствие  также  не
происходит откуда-либо еще. Если бы оно происходило откуда-либо
еще, оно не производилось бы причинными условиями, а комбинация
различных  причиннных  условиях  не  имела  бы  функции.   Если
следствие не находится в условиях и не  происходит  откуда-либо
еще, оно пусто.
   Следствие  пусто,  так  что  все  сотворенные  вещи   пусты.
Сотворенные вещи пусты, следовательно несотворенные вещи пусты.
Даже сотворенные и несотворенные вещи пусты; тогда примем,  что
самость также пуста.