Книга лжей

ИЗВЕСТНАЯ ТАК ЖЕ ПОД ЛОЖНЫМ НАЗВАНИЕМ - РАЗРЫВЫ

 

ОТВЕТВЛЕНИЯ И ИСКАЖЕНИЯ ОДНОЙ МЫСЛИ
БРАТА PERDURABO АЛИСТЕРА КРОУЛИ
ЛОЖНОЙ УЖЕ САМОЙ ПО СЕБЕ
НОВОЕ ИЗДАНИЕ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ КОММЕНТАРИЯМИ К КАЖДОЙ ГЛАВЕ

РВИ, РВИ, РВИ
СВОЮ ТКАНЬ О СКАЛЫ, О, МОРЕ!
О, ЕСЛИ Б Я ВЫРАЗИТЬ МОГ
ВСЮ ГЛУБИНУ МОИХ МЫСЛЕЙ!

ЛОНДОНСКОЕ ИЗДАНИЕ 1921г.

 

ОТПРАВНАЯ ТОЧКА

   За названием этой книги, давно уже ставшей одним из классических трудов современного эзотеризма, не кроется никакой мистики и чёрной магии: всем известно, что "мысль изречённая есть ложь". Лишь мысль, ещё не облечённая в слова, может быть истинной. Отсюда - надежда на то, что слово, намеренно искажённое, может оказаться ближе к Истине...
Перевод второго названия, "Разрывы", представляет собой попытку передать хотя бы отчасти значение английского слова BREAKS, означающего и прорывы, и перемены, и ошибки, и (компьютерные) прерывания, и даже нарушение приличий.
Тема каждой главы задана её нумерологическим значением и значением соответствующего Аркана Таро, если она с ним связана.
Автор книги, принявший орденское имя брата PERDURABO , - крупнейший философ-эзотерик ХХ века Алистер Кроули. Сама книга впервые была опубликованна
в 1913 году без комментариев; комментарии Кроули добавил лишь в 1921 году. Эти комментарии приводятся на нечётных (правых) страницах. Весь текст набран в ручную с печатного издания "Острожье. Москва 1998. ?Перевод. Е. Колесов, 1998.
Подстрочные примечания принадлежат самому Алистеру Кроули, а так же нескольким поколениям комментаторов и переводчиков на разные языки.
Стихотворный эпиграф на титульном листе взят Алистером Кроули из Альфреда Теннисона.

Hs. Fra: E.U.L.

 

Тем не менее я хотел бы упомянуть об одной работе, хотя и состоящей из более или менее разрозненных элементов. Это Книга Лжей, насчитывающая 93 главы. Первые страницы, на которых изображены лишь вопросительный и восклицательный знаки, в сущности, тоже суть главы.
   Другие главы содержат иногдо всего по одному слову, но в среднем  - от полудюжины до двух десятков стихов. Тема каждой главы обычно довольно тесно связанна с каббалистическим значением её номера. Так глава 25 содержит ритуал Пентограммы; 72 - рондо с рефреном "Шемхамфораш", этим семидесятидвухчастным божественным Именем; 77 посвящена Лэйле, буквы имени которой складываются в эту сумму; а глава 80 представляет собой апологию войны, ибо 80 - число буквы Пе, подчинённой Марсу. Иногда текст предельно прост и ясен, иногда - сложен, так как требует хорошего знания Каббалы.
В нём встречаются так же каламбуры, криптограммы, намёки с двойным и тройным смыслом, которые все следует учитывать, чтобы понять, о чём идёт речь на самом деле. Некоторые вещи написаны просто для разрядки, их следует воспринимать с хорошей толикой юмора, иронии и даже цынизма. На первый взгляд книга кажется беспорядочным набором глупостей, собранных воедино ради издёвки над читателем, но это не так: она требует глубокого изучения, симпатии, интуиции - и Посвящения.
   Сказав всё это, я не могу не закончить тем, чтобы признаться: ни в одном из своих произведений я не излагал так глубоко и полно всю суть моего мiровоззрения...

                                                           Aleister Crowley. Confessions.

 

 

KEFALH H OUK ESTI KEFALH

О! *

 

Триада До Первой, которая есть НЕ-БОГ

Ничего нет.
Ничто не возникает.
Есть лишь Ничто.

Триада Первая, которая есть БОГ

АЗ ЕСМЬ.
Я выражаю Слово.
Я слушаю Слово.

 
Бездна

Слово прорвалось.
Знание существует.
Знание есть связь.
Прорывы суть творение.
Разрывы открывают путь Свету.**

Триада Вторая, которая есть БОГ

БОГ Отец и Мать сокрыты в зачатии.
БОГ сокрыт в круговороте сил Природы.
БОГ открывается в соборе: гармонии: созерцании: зерцале Солнца и Сердца.

Триада Третья

Продолжительность: уготовление.
Нестабильность: течение: вспышки.
Стабильность: зачатие.

Десятая Эманация:
Мир.

КОММЕНТАРИЙ (Глава, которая не есть глава)
Эта глава с числовым значением 0 толкует об Отрицательном, которое в каббалистической системе идёт перед Кетер. Вопросительный и восклицательный знаки на предыдущих страницах суть два следующих покрова. Значение этих символов полностью разъясняется в "Солдате и Горбуне".*** Глава начинается с буквы О, за которой следует восклицательный знак. Связь их с теогонией Книги Закона объясняется в примечании, однако они связаны также [понятиями] KTEIS, PHALLOS и SPERMA, символизируя возглас удивления и восторга, который есть окончательная природа вещей.

КОММЕНТАРИЙ (Триада До Первой)
Это отрицательная Троица, три её постулата в окончательном смысле тождественны. Они гармонизируют Бытие, Возникновение и Небытие, эти три возможных способа созерцания мiра.
Формальная равнозначность утверждений "Ничто не существует" и "Ничто существует" подробно разъяснена в эссэ "Берашит". В остальной части главы рассматривается система сфирот, это как бы комментарий к данной системе. Те, кто знаком с ней, узнают в Первой Триаде Кетер, Хохму и Бину; Бездна - это Даат; Вторая Триада - Хесед, Гебура и Тиферет; Третья Триада - Нецах, Ход и Йесод; Десятая Эманация - Малхут. Нельзя не заметить, что эта космогония обладает полнотой; до Тиферет ничто не проявляется, даже Бог; до Малхут не проявляется мир. Таким образом, эту главу можно рассматривать как наивозможно полный трактат о Бытии, который когда-либо был написан.

    *- Молчание, Нюит, 0; Хадит; Ра-Гор-Куит, Я (англ. I).
**- Неразорванное, впитывающее всё в себя, именуется Тьмою.
***- Басня А. Кроули о встрече восклицательного и вопросительного знаков как символов силы и слабости, уверенности и неуверенности и т.п. - Equinox, I.

1
KEFALH А
ШАБАШ КОЗ

 

О! Сердце N.O.X., Ночь Пана.

ПАN: двоичность: энергия: смерть.

Смерть: зачатие: продолжатели [возгласа] О!

Зачать значит умереть; умереть значит зачать.

Брось семя в поле Ночи.

Жизнь и Смерть - два имени [знака] А.

Умертви самого себя.

Ничто из этого недостаточно, взятое порознь.

 

КОММЕНТАРИЙ (А)

Форма единицы и буквы I  указывает на фаллос; отсюда название этой главы - "Шабаш коз", т.е. ведьм, на котором почитают фаллос. Глава начинается с повторения возгласа О!, о котором говорилось в предыдущей. Далее разъясняется, что обитель этой триады ночь, Ночь Пана, мистическое имя которой, N.O.X., содержит тот же знак О.  N - это символ Смерти из Арканов Таро, а Х или крест означает фаллос. Более подробный комментарий см. в Книге VII, гл. I.  N.O.X. складывается в 210, что символизирует редукцию двоичности до единичности, а от неё - к отрицательному, служа, таким образом, иероглифом Великого Делания. Дальше разъясняется [греческое] слово Пан: П - буква Марса, иероглиф из двух столбов, указывающий на двоичность; А - в силу своей формы символизирует пентаграмму, а N в символике Таро означает Смерть. Nox объясняется так же далее, и становится ясно, что последняя троица, О!, поддерживается или подпитывается в процессе Смерти и Зачатия, составляющих [важнейшие] законы мироздания. Далее указывается на тождественность Смерти и Зачатия. Пятая строка требует от учащегося понять духовное значение описываемого физического процесса. Затем указывается, что последняя буква, А, имеет два имени или две фазы: жизнь и смерть. Седьмая строка уравновешивает пятую. Тут нельзя не заметить, что обе эти строки сформулированы так, что в каждой из них содержится больше от другой, чем от самой себя. Восьмая строка подчёркивает необходимость [понимать и ] совершать то и другое вместе.

 

2
KEFALH B
КРИК СОКОЛА

У Гора есть тайное четверичное имя:

Оно звучит ПОСТУПАЙ СОГЛАСНО СВОЕЙ ВОЛЕ.
(DO WHAT THOU WILT)

Четыре слова:      

Ничто - Единичное - Многое - Всё.

Ты - Дитя!

Твоё имя свято.

Твоё царствие пришло.

Твоя воля свершилась.

Вот хлеб твой.

Вот кровь твоя.

Введи нас во искушение!

Избави нас от добра и зла!

Ибо моё и твоё суть царство и венец его уже сейчас.

АБРАХАДАБРА.

Вот десять слов, коих [на самом деле] четыре, имя Единичного.
            КОММЕНТАРИЙ (В)

   Упоминаемый здесь Сокол - Гор.
Глава начинается с комментария к Книге Закона III, 49.
Четыре слова, Do What Thou Wilt, отождествляются также с четырьмя способами восприятия мiра: Гор объединяет их. Далее следует приспособленная к Гору версия "Отче наш". Сравни её с версией в главе 44. В этой молитве десять стихов и, поскольку она обращена к Гору, они названы "четырьмя", как объясняется выше; однако это лишь имя Гора, которое четверично, сам же Он - Единица. Это можно сравнить скаббалистическим учением о десяти сефирот как выражении тетраграммы (1+2+3+4=10). Отсюда ясно, что сокол соответствует не Солнцу, но Меркурию; и слова Его ,"Крик Сокола", ибо голос -существеннейшая часть Меркурия; и число главы В, Бет, это буква Меркурия, Мага в картах Таро, обладающего четырьмя видами оружия, и можно вспомнить, что число этой карты 1, а это опять-таки связывает все эти символы с фаллосом. Существеннейшим оружием Меркурия считают кадуцей.

 

3
KEFALH G
УСТРИЦА

 

Братья [ордена] Argenteum Astrum (Серебряной Звезды) и Мать Ребёнка - одно.(Они учат мужчин чтить его (т.е.Ребёнка))

Многое столь же высокочтимо для Единицы, сколь высокочтима Единица для Многого. В этом любовь их; в творении-рождении блаженство Единицы;
в коитусе-разрешении - блаженство Многого.

В соединении Всего с ними таким же образом - 
блаженство Всего.

За проделами блаженства - лишь Ничто.

Радость мужчины - в соединении с женщиной;
радость женщины - в отъодинении от ребёнка.

Братья [ордена] А. А.- женщины, ищущие же его - мужчины.

 

 

 

КОММЕНТАРИЙ (Г)

   Гимель - это Жрица в Таро. Эта глава олицетворяет женскую инициацию; её название,"Устрица", есть символ Йони.  В "Храме Царя Соломона"(Equinox,X) разъясняется, как Магистры Храма или Братья А.А. изменили формулы своего перехода [со ступени на ступень]. Здесь объяснены эти две формулы, Solve et Coagula (разделяй и соединяй), и Вселенная представлена как их взаимное влияние друг на друга. Отсюда ясен также смысл изречений 28-30 в Книге Закона.

 

 

4
KEFALH  D
ПЕРСИКИ

О Мягкое и Полое, насколько же ты сильнее Твёрдого  и Полного!

Оно умирает, отдавая самого себя: твоё же есть Плод!

Будь Невестой; потом же стань Матерью.

[Воспринимай же] так и все впечатления. Да не станут они сильнее тебя; но пусть оставят в тебе зародыш. И малейшее из впечатлений - достигший совершенства Пан.

Восприми же тысячу любовников; роди же лишь Одного Ребёнка.

Да будет этот Ребёнок наследником судьбы Отца.

 

 

 

КОММЕНТАРИЙ (D)

Далет - это Императрица в Таро, буква Венеры, заглавие же "Персики" вновь олицетворяет Йони.
Эта глава - совет воспринимать все впечатления; это - формула Багряной Жены; но ни одно из впечатлений не должно обладать тобою, позволь ему лишь оплодотворить тебя, как художника, который видит предмет, но не чтит его, а порождает из него шедевр. Этот процесс раскрывается как один из аспектов Великого Творения. Последние же два параграфа связаны с Тринадцатым Эфиром (см."Видение и Голос" Liber CCCCXVIII).

 

 

 

 

5
KEFALH  E
БИТВА МУРАВЬЁВ

 

То, что есть, того нет.

Существует лишь одно Слово: Молчание.

У Слова не существует значения.

Любая мысль ложна.

Отцовство есть Единичность в одежде Двоичности.

В мире таится война.

Во власти таится война.

В гармонии таится война.

В победе таится война.

В красоте таится война.

Горе тому царству, где всё охвачено войной.

 

 

КОММЕНТАРИЙ (Е)
Хе - буква Овна, это марсианский знак (здесь не учитывается указание, полученное Кроули в Откровении 4.04.1904, что буква Императора - Цаде), заглавие же указывает на войну. Муравьи олицетворяют [множество] мелких усердных существ. Как священная буква [тетраграммы], Хе возводит начало главы до уровня созерцания пентаграммы, служа знаком Окончательного. В строке 1 Бытие отождествляется с Небытием. В строке 2 Речь отождествляется с Молчанием. Строка 3 содержит отрицательный Логос.
Строка 4 лишь иное выражение известного мнения индийцев, что всё мыслимое не истинно.  Пятая строка содержит постулат очень важный, это намёк на самый смелый из тезисов этой книги: Отец и Сын на самом деле не составляют диады, это Единица, и соединяет их Святой Дух, т.е. семя; человеческое же существо есть лишь несущественное добавление к их квинтэссенции.
Таким образом в главе прослеживается последовательность сфирот от Кетер до Хесед, Хесед же связывается с Небесной Триадой силою своей фаллической натуры; и не потому только, что Амон - фаллический бог, а Юпитер - Отец Всего, но также потому, что 4 - это Далет, Венера, а Хесед связана с водой, из которой Венера вышла, вода же в тетраграмме [Хе, вторая буква имени, но первая из Хе] служит символом Матери. Ср. главу 0: "Бог Отец и Мать сокрыты в зачатии". Однако в низшем своём значении Хесед связана с Микропрозопом. Вот истинная связь между высшими и низшими образами, Даат же - ложная. Сравни это с учением о высшем и низшем Манасе в теософии. В остальной своей части глава трактует о двоичности и вытекающем из неё несовершенстве всех низших сефирот в их сущностных проявлениях.

 

6
KEFALH F
ИКРА

 

Слово было сказано, и Единица распалась на тысячу миллионов миров.

Каждый мир содержит тысячу миллионов сфер.

Каждая сфера содержит тысячу миллионов планов.

Каждый план содержит тысячу миллионов звёзд.

Каждая звезда содержит многие тысячи миллионов вещей.

И выбрал задумавшийся шесть из них и сказал, напыжевшись: Вот Единица и вот Всё.

И гармонизировал Адепт эти шесть и сказал: Вот Сердце Единицы и Всего.

И разрушил Магистр Храма эти шесть и не сказал ничего.

Пепел же от них был заключён Магом в Слове.

Что из всего этого стало известно Высочайшему?  Ничто.

 

 

 

     КОММЕНТАРИЙ (F)

Название этой главы, вероятно, объясняется тем, что икра состоит из множества сфер.
Рассказ о творении совпадает с тем, который известен учащимся христианской традиции: Логос превращает Единичное во Многое. Далее мы видим, что люди разного рода делают с этим Многим.
Рационалист рассматривает эти шесть сфирот Микропрозопа в их грубом состоянии и делает вывод, что они и есть Вселенная. Подобная глупость объяснима лишь гордыней разума. Адепт сосредотачивает Микропрозопа в [сфире] Тиферет, обнаруживая единичное даже в микрокосме, однако, как и положено Адепту, дальше он пойти не в состоянии. Магистр Храма (Magister Templi,-lat., Восьмая ступень в ордене) разрушает все эти иллюзии, храня Молчание. См. описание его функции в Equinox, в Книге 418 и др.
На следующей ступени Слово благодаря Магу в Хокму, в Двоицу, в Логос. Высочайший, достигший высшей ступени [ордена] Серебряной Звезды, вообще не осознаёт этого процесса или, лучше сказать, он осознаёт его как Ничто в том положительном смысле Слова, понять который можно лишь из Самасамадхи.

ПРИМЕЧАНИЯ

Буква "F" в заглавии - греческая "дигамма", буква, уже в позднем греческом языке вышедшая из употребления, однако сохранённая для обозначения числа 6.

 

 

7
KEFALH Z
ДИНОЗАВРЫ

 

Ничто те, число коих шесть*: иначе их было бы действительно шесть.

Семеро** тех шестерых, что не жили в граде пирамид во времена Ночи Пана.

То был Лаоцзы.

То был Сиддхартха.

То был Кришна.

То был Тахути.

То был Моше.

То был Дионис.***

То был Мухаммед.

Седьмого же из них звали PERDURABO, ибо выдержавшему всё до конца нечего больше выдерживать - кроме того, что называют Ничто****.

Аминь.

 

* - Адепты, имеющие степень не ниже мистического числа 6(=1+2+3)
** - Их не восемь, как кажется, ибо у Лаоцзы число 0.
*** - Ср. с легендой о Христе, имеющей много общего с легендой о                  Дионисе.
**** - Последняя буква имени Perdurabo - О, Ничто.
КОММЕНТАРИЙ (Z)

Эта глава даёт перечень тех особых посланников Бесконечного, которые инициировали целые периоды [истории]. Их называют динозаврами, так как они кажутся всепоглощающими. Они - Магистры Храма, ибо число их 6 (1+2+3), мистическое число [сфиры] Бина: но их называют "Ничто", так как они дошли. Если бы это было не так, их называли бы "Шестерыми" в дурном значении [шестёрки] как чистого интелекта.
Их называют Семерыми, хотя их восьмеро, потому что Лаоцзы не в счёт, согласно его же учению. Толкование на его понятие "небытия" можно найти в Книге 418. Слово Perdurabo означает "выдержу до конца". Намёк объясняется в примечании. Сиддхартха или Гаутама - имя последнего Будды.Кришна - главная инкарнация индийского Вишну, Хранителя, важнейшего разъяснителя ведантизма. Тахути или Тот - египетский бог мудрости. Моше, Моисей - основатель еврейской системы. Дионис - вероятно один из экстатиков Востока. Мухаммед - Магомет. Все они были люди; их божественность есть лишь следствие мифологизации.

8
KEFALH  H
СМОЧЕННАЯ ГРИВА

 

Ум есть беспокойство семени*.

В этом заключено всё, чем человек становится или может стать.

Телесные функции суть части машины - молчащие, пока она в покое.

Ум же, никогда не пребывающий в покое, скрипит: "Я".

Это "Я" нестабильно, оно не переходит [через рубежи] поколений, меняется каждый миг и в конце концов умирает.

Поэтому человек, самозабвенно правящий Колесницей, есть лишь он сам, и Ничто больше.

 

 

______
* - В оригинале dis-ease of the sperm; disease означает "болезнь" и буквально "непокой", поэтому в третьем стихе слово ease передано словом "покой".
КОММЕНТАРИЙ (Н)

Хет - Колесница (Повозка) в Таро. Возничий - носитель Святого Грааля. Обо всём этом читайте в Двенадцатом эфире Книги 418.  Глава называется "Смоченная Грива", так как по средневековой традиции считалось, что из смоченной лошадиной гривы зарождаются змеи, а змея - иероглифический символ семени, особенно у гностиков и древних египтян. Значение главы довольно ясно; в ней таится сознание расы - всемогущее, всеведущее, вездесущее. Поэтому человек, если только он не Адепт [или выше], способен достичь лишь порога универсального сознания, когда его ум растворяется в оргазме.

 

 

 

9
KEFALH Q
УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВЫХ

Бытие есть существительное; Форма - прилагательное.

Материя есть существительное; Движение - глагол.

Зачем Бытию Форма?

Зачем Материи Движение?

Не отвечай, о Молчащий! Ибо Здешнее не содержит ни "зачем", ни "затем".

Имена же Потустороннего не известны; местоимения лишь возмещают, а точнее, возмущают его.

Время и Пространство суть наречия.

Двоичность порождает союз.

Возделанность* порождает предлог.

Артикль означает различение; междометие же есть звук, оканчивающийся тишиной.

Поэтому - разрушь восемь частей речи, и девятая приблизится к Истине.

Но, чтобы войти в Молчание, нужно разрушить и её.

Аум.
_____
* - Лат. Cultura. Известно, что предлоги появляются лишь в развитых языках.
КОММЕНТАРИЙ (Q)

Тет - Аркан Силы в Таро. изображающий женщину, смыкающую пасть льва. Глава называется "Укрощение Строптивых" - символ ещё более мощный, ибо он подразумевает устройство, надевавшееся на рот сварливым женщинам в Шотландии (и нигде больше). Формально эта глава посвящена разбору частей речи. Из них единственной, заслуживающей внимания, можно считать лишь междометие, это ничего не означающее выражение восторга; однако и его следует считать ошибкой. "Аум" олицетворяет вход в Молчание, что может заметить каждый, его выговаривающий.

 

KEFALH  I
ОБРЫВКИ С ТКАЦКОГО СТАНКА

 

В Бездне Иллюзий есть и закон, и разум; в действительности же никакая нить не связывает между собой игрушки богов.

Этот разум и этот закон суть лишь связующие нити Великой Лжи.

Истина! Истина! Истина! - вопиет Повелитель Бездны Иллюзий.

В Бездне этой нет Молчания: ибо всё, что люди называют молчанием, есть речь.

Эту Бездну называют также "Адом" и "Многим". У людей же её имя звучит как "Сознание" и "Вселенная".

Однако ТО, что ни говорит, ни молчит, этому лишь радуется.

 

КОММЕНТАРИЙ (I)

Очевидной связи между числом этой главы и её темой нет. Однако же она относится к тому Аркану Таро, который называется "Отшельник", неявно олицетворяющему это число. Йод есть скрытый фаллос в противоположность Тав, олицетворяющему явный [восставший] фаллос. Эту главу нужно воспринимать с учётом толкований, отнесённых в "Aha" и "Храме Царя Соломона" к понятию ума. Вселенная без-умна, закон причины и следствия - иллюзия, во всяком случае, в Бездне он кажется таковой, а Бездна недаром отождествляется с Сознанием, со Многим и с Двоицей; однако в них таится скрытая Единичность, которая и радуется, и эта Единичность далеко превосходит любое из наших представлений.

 

 

 

 

11
KEFALH  IA

СВЕТЛЯЧОК

О священной Отрицательной Троице.
Нуит, Хадит, Ра-Гор-Куит понятны лишь Магистру Храма.
Они над Бездной, и они содержат в себе самих все противоречия.
Под ними - кажущаяся двоичность Хаоса и Бабалон; их называют Отцом и Матерью, но это не так. Их называют Братом и Сестрой, но это не так. Их называют Мужчиной и Женщиной, но это не так.
Отражение Всего есть Пан: Ночь Пана - разрешение Всего.
Ниспадает в Бездну лишь Свет, Крест-Роза, восторг разрушающего соединения: это Путь. Крест-Роза есть Посланник Пана.
О, бесконечность расстояния между Тем и Этим! И тем не менее Всё ЕСТЬ Здесь и Сейчас. Есть и Там, или Потом, ибо всё, что есть - ничто, пока не проявлено, то есть только часть, ложный образ ТОГО, чего нет.
Однако ТО, чего нет, не есть ни Нечто, ни Ничто.
Так завершается тождество; поэтому Закон тождества есть ложь. Ибо нет подлежащего и нет сказуемого, и нет противоположности у того или другого.
Свят, свят, свят смысл истин, провозглашаемых мною, знающим их ложными, [знающим их] зеркалами разбитыми и водами возмущёнными; скрой меня, о Повелительница, в теле Твоём! Ибо вынести этого восторга я не в силах.
Из этих речей о ложности лжи, противоположность которой также ложна, может показаться, что и моя речь неистинна.

Блаженна, несказанно блаженна эта последняя из иллюзий; пусть же дано мне будет бросить играть мужчину и отбросить её от себя! Аминь.

 

 

КОММЕНТАРИЙ (IA)

"Светлячок" означает, скорее всего, "маленький источник света в темноте", хотя в этом термине просматривается некоторая зависимость от его природы. Одиннадцать - великое число магики, и эта глава указывает на один из высших методов магии; однако на самом деле "одиннадцать" есть лишь следствие рассуждений, приведённых в Книге Закона, I, 60. Первая часть главы описывает мiроздание в его высшем понимании сверху вниз до Тиферет; это - новейшая и совершеннейшая космогония Книги Закона.
Хаос и Бабалон суть Хохма и Бина, но они действительно едины; здесь подчёркивается сущностное единство Небесной Триады. Пан - обобщение, содержащее в себе всю систему в её проявленном состоянии. Поэтому о тех, кто находится над Бездною, говорят, что они живут в Ночи Пана; достичь их [плана] можно, лишь разрушив Всё. Так живёт в Ночи Пана Магистр Храма. Таким же образом и проявленная часть Магистра Храма достигает самадхи под Бездною, и таков его Путь к разрешению. Седьмой стих представляет собой отражение предыдущих рассуждений. Это отражение тотчас же вызывает возражение со стороны Магистра Храма. Таким образом он достигает самадхи: нагромождая одни противоречия на другие, он с каждой фразой достигает высших степеней восторга до тех пор, пока его закрома не истощатся, и со словами "Аминь" он переходит на следующую ступень.

 

 

12
KEFALH  IB
КУЗНЕЧИКИ

 

IO есть крик Низшего, как ОI - крик Высшего.

В числовом выражении это 1001*, в буквенном же - Радость**.

Ибо, когда всё придёт в равновесие, когда всё, внешнее от Всего, будет рассмотрено, это - радость, радость, радость, которая не более чем всего лишь одна грань алмаза, и любая из других граней обещает больше этой.

 

 

_________
* - 1001=11, помноженное на сумму чисел от 1 до 13. Число лепестков чакры Сахасрара. Они учат мужчин чтить его (т.е. ребёнка).
** - Англ. JOY=101, яйцо Духа, уравновешеное между двумя колоннами храма.
КОММЕНТАРИЙ (IB)

Кузнечики были избраны в качестве символа радости в результате природоведческих наблюдений автора.

В первом стихе повторяется квинтэссенция главы 4: 1001, число 11, помноженное на сумму чисел от 1 до 13, есть символ полной Единичности, проявленной во Многих, ибо сумма (1-13) даёт всей последовательности этих чисел возможность перейти от простой Единичности единицы к комплексной Единичности тринадцати, оплодотворённой магической Одиннадцатерицей. Здесь следует дать комментарий к числу 91. 13 (1 плюс 3) есть лишь высшая форма четырёх. Четыре же есть Амон, Бог Зачатия, а 13 - его фаллическая Единичность. Далет означает Йони. Тогда 91 складывается из [букв] AMN (аминь), и это тоже одна из форм фаллоса, достигающего совершенства благодаря участию йони. Тем самым восстанавливается связь с IO и OI первого стиха, причём IO, конечно, есть не что иное как возглас восторга древних греков. Таким образом, вся глава является комментарием к Книге Закона, I, 28-30.

 

 

13
KEFALH IG
БЕСЕДА ПУТНИКОВ

 

О вступивший на Путь, обманчив тот призрак, которого ты ищешь. Найдя его, ты познаешь горечь во всей её полноте, и зубы твои увязнут в содомской кислице.

Вот куда ведёт тебя Путь, ужас которого должен был увести тебя далеко-далеко.

О дошедший до середины Пути, хохот призраков больше не смущает тебя. Ибо движешься ты по нему теперь лишь этого движения ради.

Вот куда завёл тебя Путь, красота которого должна была увести тебя далеко-далеко.

О приближающийся к концу Пути, усилий больше не нужно. Ты падаешь всё быстрее и быстрее, и твоя усталость превращается в Несказанный Покой.

Ибо ты не на Пути больше; ты и есть Путь.

 

 

КОММЕНТАРИЙ (IГ)

Эта глава ясна каждому, кто знаком с жизнью              хотя бы одного Адепта.

Содомская кислица - род несъедобных яблок, растущих в пустыне.

 

 

14
KEFALH ID
ЛУКОВАЯ ШЕЛУХА

Вселенная - всего лишь грубая шутка Общего над Особенным, - процитировал брат PERDURABO и рассмеялся.

Однако те из учеников, которые были ближе к нему, заплакали, ибо узрели Печаль Вселенной.

Стоявшие за ними смеялись, ибо узрели Юмор Вселенной.

Некоторые из них плакали.

Потом некоторые из учеников смеялись.

Иные из них потом плакали.

Иные из них потом смеялись.

Потом плакали другие.

Потом смеялись другие.

Наконец были такие, кто плакал, от того что не понимал юмора, и такие, кто смеялся, чтобы о них не подумали, будто они не поняли юмора, сочтя за лучшее подражать брату PERDURABO.

Но, хотя брат PERDURABO смеялся открыто, втайне Он плакал; во глубине же души Своей Он ни смеялся, ни плакал.
Ни даже всерьёз верил в то, что сказал.
КОММЕНТАРИЙ (ID)

Заглавие "Луковая шелуха" восходит к известному эпизоду из "Пер Гюнта".

Вся глава сильно напоминает рассказ Дюпена о том, как он научился выигрывать, отгадывая "чёт или нечёт"(см. рассказ Эдгара По "Украденное письмо"). Но это - серьёзная психологическая тема. Осмысление Вселенной неизбежно ведёт к пересмотру взгляда человека на самого себя, и взгляд этот часто меняется на прямо противоположный. В этом причина большинства религиозных разногласий. Тем не менее в стихе 1 сформулировано понимание брата PERDURABO Юмора Вселенной, описываемого также в главе 34. Любое индивидуальное существование трагично. Осознание этого факта составляет сущность комедии. "Эвмениды" - попытка написать чистую комедию. "Вакханки" Еврипида - ещё одна такая попытка.

Конец главы показывает, что для Магистра Храма противоположные взгляды равнозначны, ибо он возвышается надо всеми ними. В самом же последнем стихе показывается, что Истина для него превыше любых суждений об Истине.

 

 

15
KEFALH IE
ДРЕВКО КОПЬЯ

 

Мощным и высоким предстаёт порыв моей воли, огненной пирамидой вздымающийся к небесам. На ней сжёг я все свои прежние желания.

Мощным и высоким предстаёт falloz моей воли. Семя его - то, что я носил в себе с начала времён, и вот оно ушло в тело Звёздной Хозяйки Нашей.

Я - это не я; я лишь полый тросник, проводник огня с неба на землю.

Мощной и неисповедимой предстаёт эта слабость и эта [сила] небесная, влекущая меня к лону своему, этот свод укрывающий, принимающий.

Вот она, эта ночь, в которой я пропадаю, эта любовь, силой и слабостью которой я лишаюсь своего "Я".

 

 

 

КОММЕНТАРИЙ (IE)

Пятнадцатая карта Таро - "Диавол", средневековая маска Пана.

Заглавие явно подразумевает фаллос, отождествляемый здесь с волей. Греческое Puramiz[пирамида] имеет то же числовое значение, что и falloz. Смысл этой главы вполне ясен, лишь в последних стихах следует упомянуть о её связи с природой самадхи. Так же, как [обычный] человек утрачивает свою личность в [потоке] физической любви, так Маг утрачивает свою божественную личность в потоке Потустороннего. Формула самадхи и здесь всё та же: от низшего к высшему. Крест-роза даёт универсальный ключ к этому. Однако чем выше взошёл человек, тем крест становится больше, пока не станет Тузом, и роза тоже, пока не станет Словом.