начало

Perpetuum mobile

Сергей Маслов

Для этого необходимо будет обратиться к очень важному в астрологии понятию - "управление". Этот термин является ключевым для обозначения символических связей между различными элементами астрологического языка и описываемыми объектами. Здесь достаточно будет указать, что когда мы говорим: "Овен управляет головой" или "Марс управляет Овном", то под этим надо понимать определенное символическое сродство планеты и знака, знака и части тела (или другого объекта подлунного мира). Астрологи полагают, что качества, которые символизирует данный знак, в той же мере присущи и всякому управляемому им объекту и отражают его смысловую природу. По числу Знаков Зодиака, тело стоящего человека делится по вертикали на двенадцать частей - сверху донизу. Им в соответствие поставлены Знаки Зодиака все по порядку, начиная с Овна. Таким образом, Овен управляет головой, Телец - шеей, Близнецы - плечевым поясом, руками и дыхательными путями, Рак - грудью, Лев - сердцем, Дева - кишечником, Весы - поясницей, Скорпион - органами малого таза, Стрелец - бедрами, Козерог - коленями, Водолей - голенями и Рыбы - стопами. Планеты и Знаки Зодиака. Планеты также связаны со Знаками Зодиака через управление. Каждая из видимых планет кроме светил (Солнца и Луны) управляет двумя знаками, симметричными относительно "оси Птолемея". Эта ось проходит с одной стороны по границе Рака со Львом, а с другой - по границе Козерога с Водолеем. Солнце управляет Львом, а Луна - Раком. Порядок управления планет знаками соответствует их удаленности от Солнца: Близнецами и Девой управляет Меркурий, Тельцом и Весами - Венера, Овном и Скорпионом - Марс, Рыбами и Стрельцом - Юпитер, а Водолеем и Козерогом - последняя видимая планета, Сатурн (см. Схему). П. Флоренский: Человек симметричен по вертикали относительно сердца. Павел Флоренский утверждает, что анатомически центр, истинный исток человеческой индивидуальности соотносится не с головой или иной периферической частью тела, а с сердцем. Также он пишет о гомотипии (определенном типе симметрии) верха и низа - головы и таза относительно центра, находящегося в сердце. Что предлагается в этой работе? В этой работе я попытаюсь рассмотреть соответствие частей тела не знакам, а планетам, которые этими знаками управляют, наложив для этого друг на друга две симметричные структуры: человеческое тело с центром в сердце и планетную систему с центром в Солнце. Сказанное, однако не означает, будто бы я призываю отказаться от традиционной системы "Знак Зодиака - часть тела", поскольку, грубо говоря, голова и зад все-таки не одно и то же. Соответствие "Планета - часть тела" должно, по-видимому, работать ровно настолько, насколько удается выявить сходство симметричных частей тела. Различие этих последних должно отвечать различию в природе двух знаков, управляемых одной планетой. Достаточно упомянуть, что один из них всегда мужской (активный), а другой - женский (пассивный). "...Все это решительно и насквозь антропоморфично, все это отображает самого человека с его строением..." П. Флоренский [21]

ТЕЛО - МИКРОКОСМ.

Тело человека всегда играло одну из первых ролей в драме постижения Космоса как упорядоченной вселенной. Важнейшие космогонические мифы повествуют о сотворении Мира из частей тела либо самого Творца, либо Первочеловека. "Начиная с определенного уровня культуры космогонический миф объясняет сотворение преданием смерти какого-то гиганта (Имир - в германской мифологии, Пуруша - в индийской, Пан-ку - в китайской): его органы служат для зарождения разных космических районов" [29, стр 42]. Отсюда, кстати, берет начало практика жертвоприношений, которые "суть не что иное, как имитация, часто символическая, первого жертвоприношения, давшего рождение Миру". Мир предстает как антропоморфное отображение бога - Брамы - у индусов, Ра - у египтян, Диониса - у греков, Ахамот - у гностиков и т. п. И, наоборот, человек создается по образу и подобию Мира: кости - из камней, кровь - из моря, мышцы - из земли, волосы - из трав. "Все это конкретно-религиозные выражения все той же общей мысли о взаимоподобии мира и человека"[22]. Как говаривал Протагор, человек - мера всех вещей. Это относится в первую очередь к телу. Пропорции человеческого тела почитались древними как наиболее совершенные из всего, сотворенного богом. На их основе создавались все известные каноны, используемые в архитектуре и изобразительном искусстве. Анатомические особенности человека легли и в основу некоторых систем счисления и различных мер длины. "Линейными мерами, которыми издревле пользовался человек, были палец (дюйм), ладонь (пальма, равна четырем пальцам), локоть, равный двум пядям или шести ладоням; полусажень, равная двум локтям, и сажень, равная двум полусаженям (сажень - от "досягать" захватом рук в стороны или вверх). Точно так же с первых шагов землемерия применил человек в качестве меры длины стопу (фут) и двойной шаг. А так как в основу членений человеческого тела природа положила дихотомию (деление пополам) и иррациональные зависимости двойного квадрата, сводимые к "золотым отношениям", - антропометричные меры, становясь размерами сооружений, привносят в архитектуру свойство взаимопроникновения, т.е. гармонию. Вот почему мы говорим: человек - камертон гармонического строя архитектуры. Основные меры Древней Руси, легко воспроизводимые измерением тела человека (от земли до основания шеи и размахом рук в стороны), это соответственно двойной шаг - тмутараканская сажень 142 см и мерная сажень 176 см"[26]. "Из всей плеяды древних канонов (египетский, древнегреческий Поликлета, тибетский, канон Леонардо да Винчи), включая современный канон Ле Корбюзье (Модулор), только канон древних египтян, реконструированный Ф. де Кора, носит абстрактный характер - в нем нет человеческого изображения. Тем не менее канон устроен так, что в нем, оказывается, закодированы ритмы мужского и женского тела"[26]. Гуманизм, поставивший человека на пьедестал, провозгласивший его интересы самым важным на свете, вместе с тем забыл о нем. Торжество идеалов свободы, гуманизма и частного предпринимательства стало и торжеством объективистского подхода. Конвент принял за основу измерения длины метр - величину, не представленную явно в человеческом теле. И лишь в середине нашего века, наряду с возрождением таких "субъективных" наук как психология, была предпринята серьезная попытка создания "измерительного инструмента", основанного на размерах и пропорциях человека. Модулор Ле Корбюзье, не смотря на то, что основывался на иных математических принципах, чем древние каноны, тем не менее, обнаруживает поразительные совпадения с ними. Рост человека принят для Модулора равным 183 см или 6 футов. "Эта величина точно совпадает с эталоном Витрувия, который указывает, что ступня, т. е. фут, составляет 1/6 человеческого роста. Анализ показывает, что эта схема совпадает с античным каноном и в других основных членениях. Работая над системой пропорций, Корбюзье не исходил из античных канонов. Корбюзье изобретал Модулор, руководствуясь интуицией и опытом, анализируя исторические памятники, исследуя размеры, функционально необходимые для человека, и проверял их в своей творческой лаборатории"[11]. Заметим кстати, что 183 см приближенно равны четырем египетским локтям (45 см), широко применявшимся в античные времена. Величина 45 см еще будет рассматриваться довольно подробно далее. Это то, что мы легко обнаруживаем в связи с темой тела. Гораздо труднее прочувствовать, что тело составляет саму основу нашего восприятия и нашего действия в мире, так как самое очевидное наименее доступно анализу. Попробуйте себе представить, как изменился бы мир, как изменилось бы ваше представление о себе, если бы, скажем, линия жизни на вашей руке вдруг стала другой формы, а пальцы - другой длины. Причем не обязательно анализировать это с научной хиромантической точки зрения - достаточно просто почувствовать... Как говорится, "почувствуйте разницу!" Человек есть "сумма мира", его краткий конспект, нет ничего в мире такого, чего бы не было в человеке (хотя бы в зародыше). Особое внимание уделяется телу в христианстве, которое провозгласило воскресение во плоти. Флоренский пишет: "наше тело не что-то, между прочим, как легко соблазниться мыслью каждому из нас, - а нечто первостепенно и исключительно важное, - осуществленное равновесие внешнего и внутреннего, субъективного и объективного, мистического и позитивистического, корень нашей личности, опора наша в реальности, лестница Иакова, низводящая в сознание и возводящая в сверхсознание." Работу с телом - сюда относятся и дыхательные практики, и посты и т. п. - используют, наверное, все духовные и многие психотерапевтические школы (телесноориентированная психотерапия, гештальттерапия, НЛП и т. п.). Понимание мира и "управление" миром основывается на понимании и управлении собственным телом. Тело предстает как парадоксальное единство внутреннего и внешнего и, вместе с тем, как грань, их разделяющая. Telos по-гречески означает "предел". Тело (=цело) выражает единство Я. Нарушение схемы тела влечет за собой нарушение во всех планах. В древности однозначно соотносили определенные телесные недуги с различными духовными изъянами. Калекам, как правило, не дозволялось совершать богослужения. У каждого человека, частично сознательно, а по большей части - бессознательно, присутствует ощущение того, каким должно быть его тело - некий телесный "идеал Я". В наиболее жесткой форме это может выражаться в фантомных болях. Причем фантомные боли обнаруживаются не только в ампутированных органах, но и в органах, отсутствующих с рождения. Современная физиология утверждает априорность представлений индивидуума о своей телесной оболочке. Вульгаризированное биологическое представление о том, что форма тела определяется только требованиями адаптации, сменяется пониманием того, что "биологические структуры лишь в частных случаях определяются выполняемыми функциями, а в более общем случае подчиняются некоторым математическим законам гармонии"[19].

СОВСЕМ КРАТКО О СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ.

Центром, интегрирующим началом Солнечной Системы является Солнце. Оно обеспечивает существование Солнечной Системы как единого целого. Меркурий и Венера называются внутренними планетами (относительно орбиты Земли). Для наблюдателя, находящегося на Земле, они никогда не отходят далеко от Солнца. Это отражает их сильную зависимость от светила. Для внутренних планет приходится учитывать не только долготу, но и фазу (как у Луны). Меркурий является первой внешней планетой по отношению к Солнцу, а Венера - первой внутренней по отношению к Земной орбите. Луна играет роль как внешней, так и внутренней планеты, так как попеременно находится то внутри, то снаружи Земной орбиты. Ее движение не зависит от движения Солнца, но, тем не менее, фазы Луны играют большую роль. Мы же будем рассматривать ее в той ипостаси, в которой она предстает ночным светилом - обратной стороной, тенью Солнца. Первой внешней планетой является Марс, второй - Юпитер, третьей и последней (из видимых) - Сатурн. Как последняя видимая планета, Сатурн носит наименование Великого стража порога, а Марс, как первая внешняя, - Малого стража порога. Пояс астероидов отделяет планеты земной группы, в которую входят Меркурий, Венера, Земля и Марс, от планет-гигантов (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун). Планеты земной группы отличаются сравнительно небольшими размерами, большой плотностью - все они представляют собой твердые тела с вполне определенной поверхностью (при этом внутри они предположительно жидкие). Спутники у планет земной группы либо отсутствуют, либо их мало (один у Земли и два у Марса). Размеры планет-гигантов на порядок больше размеров планет земной группы. При огромных размерах и массе они имеют столь низкую плотность, что само понятие "размер" приобретает условный характер, так как снаружи они представляют собой газовые образования, постепенно уплотняющиеся ближе к центру, и имеют предположительно твердые ядра. Нет у них и определенной поверхности, так как слои газа, расположенные на различных широтах или на разной глубине, обращаются вокруг оси планеты с различными периодами, причем вращаются эти планеты намного быстрее, чем планеты земной группы (сутки длятся от 10 часов у Юпитера до 15 у Нептуна и от 24 часов у Земли до 243 дней у Венеры). Орбиты планет-гигантов и расстояния между ними также значительно больше, чем у планет земной группы. Отличительной чертой планет- гигантов является наличие большого числа спутников и колец, образованных мелкими частицами, значительных магнитных полей. К ним также "привязаны" четыре семейства короткопериодических комет, - пятое пока не имеет "хозяина". Планеты земной группы являются "быстрыми" планетами, период их обращения вокруг Земли составляет около двух лет для Марса и около года для остальных. Поэтому скорость перемещения их по Зодиаку близка по масштабу к динамике индивидуальных событий, которые они и призваны символизировать. Планеты-гиганты -"медленные" планеты, их периоды соответствуют масштабу социальных циклов: от 12 до 160 лет. Наиболее удаленная из известных планет - Плутон по своим параметрам ближе к планетам земной группы: он очень мал (по диаметру меньше Меркурия и Луны, а по массе - в 500 раз легче Земли), имеет лишь один спутник и, вероятно, является твердым (замерзшим) телом. Период его обращения равен примерно 250 годам, а сутки длятся около 6 земных дней. Здесь мы видим наложение свойств планет земной группы и планет-гигантов (и, соответственно, - индивидуального и социального). Основываясь на принципе подобия, можно поставить в соответствие элементам, составляющим разбираемое целое - Солнечную Систему, - фундаментальные принципы, описывающие существование любого ЦЕЛОГО. Можно привести следующие соответствия : 1. Источник самостоятельного действия или индивидуальность. - Солнце 2. Способность к адаптации, дающая возможность поддерживать существование, а также управляющая поведением. - Луна 3. Взаимосвязь между 1 и 2, осуществляющая функции связи центра с периферией, а также с ближайшей средой через активизацию 2. - Меркурий 4. Способность оценивать и выбирать, определяющая как направление действия при передаче импульса изнутри вовне, так и сортирующая все, что пришло извне. - Венера 5. Способность к реализации. В отличие от 1 она не является источником самостоятельного импульса, а реализует этот импульс, переданный 2, 3, 4 во внешней среде. - Марс 6. Способность к ориентации, позволяющая организовать каждое действие в единую целенаправленную деятельность. - Юпитер 7. Способность сохранять стабильность формы. - Сатурн

ЦЕНТР: СОЛНЦЕ И СЕРДЦЕ.

В центре тела любого животного, в том числе и человека, как было отмечено еще Аристотелем, находится сердце. Сама этимология слова "сердце" подчеркивает этот очевидный факт. Сердце - середина, сердцевина, средоточие тела, то есть целостности. Сердце обозначает собою нечто центральное, нечто внутреннее, нечто среднее - орган, который является сердцевиною живого существа, как по своему месту, так и по своей деятельности. Мыслители прошлого возвысили сердце "как солнце, поставив в центр организма вселенной: едва ли не первой единой теорией построения была кардиоцентрическая. Все - вокруг сердца, оно - в начале жизни, оно же и в конце ее. Солнце-сердце диктует законы развития организма, питает его энергией, стоит в центре всех ощущений и движений. Оно - наше главное чувствилище. Так утверждал сам Аристотель. Кардиоцентрическая концепция продержалась несколько веков, прежде чем уступить место нейроцентрической. Последним из великих, кто отстаивал роль сердца-солнца, был Рене Декарт, современник Вильяма Гарвея. Англичанин, как известно, открыл кровообращение, француз произнес один из самых популярных в наше время терминов - рефлекс, на принципе которого возвысилась нейроцентрия организма. Однако в негласном между собой споре физиолог и философ словно бы поменялись местами: первый хотя и сказал, что "животное ... является творением ... сердца", отводил ему лишь роль "вечного" - на протяжении всей жизни - двигателя, насоса, тогда как второй вновь, последним из великих, водрузил сердце в центр вселенной организма" [25]. При взаимодействии с внешней средой главенство мозга трудно оспаривать, но что останется от нашей деятельности, если это взаимодействие из нее вычесть? Ближе всего к такому состоянию состояние эмбриона. Какие сигналы управляют его развитием? Ученик академика В. Н. Черниговского Б. С. Кулаев исследовал роль сигналов, исходящих от сердца, в развитии и функционировании организма. Кулаев влил в околосердечную сумку новорожденного котенка каплю слабого раствора новокаина. "Результаты были катастрофическими: мгновенно исчезли рефлексы спинного мозга, упало до нуля артериальное давление, котенок погиб! А сердце? То-то и поразительно: с ним ничего не случилось. Оно продолжало ритмично сокращаться, исполняя свое главное, как считалось тогда, предначертание - перегонять кровь"[29]. "Другое наблюдение. Достаточно перерезать нервы, отходящие от сердца зародыша, как развитие плода останавливается, а сам плод гибнет". Большой интерес представляют также работы минского эмбриоморфолога И. И. Новикова. Им было показано , что "без импульсов, идущих от сердца, не дифференцируется сама нервная система". Продолжаю цитировать статью [25]. "Что же увидел Новиков? На третьей неделе развития человеческого эмбриона сердце в основном уже сформировано. Но ни одного нервного волоконца вокруг! Ни единого! А сердце уже бьется, уже гонит кровь, ритмично, удар за ударом. Что побуждает сердце к первому сокращению? Этого еще никто не знает. Лишь предполагают, что в нем проявляется общая, единая для всего неорганического (и органического также) мира ритмичность. И лишь на четвертой неделе к нему приближается первое - чувствительное волоконце от будущего продолговатого мозга. Не командовать, не управлять в то время стремится будущий владыка ... организма - мозг. Хочет узнать... Что узнать? Уж не программу ли развития организма?... именно размеры сердца вместе с выходящими из него крупными сосудами предопределяют размеры взрослого организма. Нервы, приближающиеся к нему, имеют два отростка. Один оканчивается (вернее, начинается) на поверхности сердца, другой, заходя в ядро, уходит в продолговатый мозг. Его развитие начинается как раз с того момента, когда в зачаток мозга внедряется этот самый отросток. Не потому ли, что с этого момента мозг начинает получать необходимую для своего развития информацию? Другой в это время у него нет: мать надежно укрыла свое будущее дитя от треволнений внешнего мира. И нам ничего другого не остается, как признать сердце, его ритмичные сокращения - пусть хотя бы на раннем этапе развития - источником организованных влияний на центральную нервную систему. (Курсив мой. - С. М.) Ритмичный поток импульсов ритмично же поддерживает активность центральной нервной системы, входя в подсознание как необходимый элемент полноценного собственного "я"". Эксперименты Кулаева показали также, что для образования условных рефлексов необходим поток импульсов от сердца. Примечательны также факты, приводимые им из области трансплантологии сердца. "Сравнительные неудачи объяснялись проявлением реакции несовместимости... Но почему в таком случае почти не отторгается столь же чужеродное сердце, подсаженное рядом и дополнившее собственное?"[25] В русской религиозной философии XIX и XX вв. теме сердца отводилось одно из центральных мест. Первая большая работа - трактат П. Д. Юркевича по библейской психологии "Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия"[31]. Из аннотации проспекта 1919 г.: "Корень структуры человеческой психики обнаруживается в сердце, как средоточии эмоционально-цельного потока сознания; характеристика "Я" близко напоминает Бергсона или "Stream of Thought" (поток сознания) Джемса. В этой работе развернут "подход к сердцу, как символу эмоционально-интеллектуальной волевой сущности личности" [31, с 642]. Далее тема сердца развивалась Павлом Флоренским в работе "Столп и утверждение Истины" и в "Водоразделах", а также Б. П. Вышеславцевым (наиболее полно в статье "Сердце в христианской и индийской мистике"). По Вышеславцеву - "Сердце есть центр не только сознания, но и бессознательного, не только души, но и духа, не только духа, но и тела, не только умопостигаемого, но и непостижимого, одним словом, оно есть абсолютный центр". "Потеря культуры сердца в современной жизни есть потеря жизненной силы". "Чувство пустоты происходит оттого, что иссякла центральная сила личности, засохла ее сердцевина, и тогда не поможет никакой временный расцвет периферических и внешних сил. Не помогут ни чудеса техники, ни чудеса социального распределения, ни чудеса науки". "Сердце начальствует и властвует над всеми органами тела". "Жить "по духу", значит жить из центра, внимать "внутреннему человеку", "жить по плоти"- значит жить на периферии". Сердце есть озаряющий, но вместе с тем тяготеющий центр"[3]. В последнем высказывании роль сердца определяется полностью аналогично роли Солнца в Солнечной Системе. По представлениям индейцев пуэбло, поклоняющихся Солнцу, "нормальный здоровый человек не думает головой. Мы думаем сердцем"[30, с. 16]. А. Шопенгауэр [27] также признает интеллект лишь инструментом воли. Сердце (и, соответственно, Солнце) служит символом воли (в смысле Шопенгауэра), и в этом состоит его первичность. Это энергия, исходящая из центра. (Поглощение же центром энергии соответствует Луне и желудку.) Когда мы хотим жестом указать на свое "Я" как носителя своей позиции, отношения, мы указываем пальцем на грудь в области сердца, либо прикладываем к этому месту ладонь, или бьем себя в грудь. Здесь следует также добавить, что слово "сердце", применительно к человеческому организму, не всегда означало только сердце в теперешнем понимании. В словаре Даля указывается, что "Народ нередко сердцем зовет ложечку, подложечку,.. где брюшной мозг" [8]. Нет нужды доказывать связь солнечного сплетения (plexus solaris) с Солнцем, а также его значимость как мистического центра, играющего важную роль в медитативной практике. Анатомически Луне (традиционно - управляемому ей Раку) соответствует грудная клетка и желудок. Солнце и Луну сложно разделить как анатомически, так и символически. Здесь мы будем рассматривать Луну только в смысле "тени" Солнца - объемлющей, пассивной, питающей среды, оберегающей основы деятельности Сердца, его истока. Луна представляет оборотную сторону Солнца - бессознательную мотивацию солнечной воли. Ограничимся тем, что приведем пару известных афоризмов: "Человек есть то, что он ест" и "Путь к сердцу лежит через желудок". Флоренский, указывая на Сердце как центр, отмечает, что "человек сложен полярно, и верхняя часть его организма и анатомически и функционально в точности соответствует части нижней. Полюс верхний гомотипичен полюсу нижнему. И притом, мочеполовой системе органов и функций полюса нижнего в точности соответствует дыхательно- голосовая система органов и функций полюса верхнего. И далее, половая система и деятельность находит себе точное полярное отображение в системе и деятельности голосовой. Нет надобности указывать и прямую весьма тесную связь их обоих. Но, в виде резюме, отметим, что выделения половые оказываются гомотипичными выделениям словесным, которые созревают подобно первым и исходят наружу для оплодотворения". "В семени есть и своя фонема и своя морфема: это - слово, устанавливающее генеалогическую связность преимущественно человеческой усии" [21, с. 272]. "В Священном Писании аналогия слова и семени - одна из самых настойчивых, равно и во всей мировой, более или менее глубокой человеческой мысли. Гомологическим строением нашего организма объясняется глубокая связь рождения физического и духовного" [21, с. 324]. "Прежде всего замечается симметрия верхней и нижней части тела, - так называемая гомотипия" верхнего" и "нижнего" полюсов. Низ человека - как бы зеркальное отражение верха его. Органы, кости, мускульная, кровеносная и нервная система, даже болезни верхнего и нижнего полюса и действие медикаментов оказываются полярно сопряженными. Но, раз так, то не означает ли это соответствие, что онтологическим средоточием тела служит не та или иная конечность, а - центр гомотипии, т. е. срединная часть человека" [23, с. 266]. К сожалению, в своих рассуждениях Флоренский лишь указывает на вертикальную симметрию человеческого организма, не описывая конкретно и подробно, в чем эта симметрия состоит. Он говорит о ней как о чем-то всем известном, что, однако, на самом деле не очевидно.

ГОЛОВА И ТАЗ: СФЕРА МАРСА.

Итак, отталкиваясь от идеи Флоренского о гомотипии организма, рассмотрим вначале два равноудаленных (от сердца) полюса, так как их симметрия и символика наиболее очевидны. Анатомически они представлены черепом и тазом с соответствующими им функциями и органами. Сами по себе череп и таз представляют два котла. Котел традиционно "символизирует вместилище сил роста и трансмутации. Однако, в то время как череп, имеющий сводчатую форму, символизирует их высшие (возвышенные и духовные) аспекты, открытый сверху котел имеет противоположное значение сосуда низших сил природы"[12]. Голова и таз находятся на границе внутреннего и внешнего и в их задачу входит перевод внешнего во внутреннее и внутреннего во внешнее. То есть они выполняют работу по трансформации того, что переносится вовнутрь или вовне. Ибо адекватного взаимодействия внешнего и внутреннего достичь без трансформации нельзя. Сюда мы отнесем речь, кусание и жевание, которым как в прямом, так и в переносном смысле большое внимание уделяет Фредерик С. Перлз, считая умение "жевать" гарантией от интроекций . Задолго до Перлза блаженный Августин, епископ иппонийский, указывал на символичность запрета потреблять в пищу мясо иных животных кроме жвачных, имея в виду необходимость интеллектуального пережевывания внешней информации . К разбираемой сфере относятся также интеллект, как инструмент воли, активная составляющая работы органов восприятия, половые функции во всем их многообразии (от полового акта до деторождения), а также функции выделения. У некоторых животных интеллектуальные способности были распределены между головой и тазом. Так, например, у бронтозавров, обладавших крайне маленьким (не более полкило весом) мозгом в сравнении с размерами тела, в области крестцовых позвонков имелось расширение спинного мозга. Будучи гораздо более крупным, чем головной мозг, оно управляло мускулатурой задних конечностей и хвоста [28]. Еще немного о симметрии речи и половой функции. "Таким образом, - замечает П. Флоренский, - слово мы сопоставляем с семенем, словесность с полом, говорение - с мужским половым началом, а слушание - с женским, действие на личность - с процессом оплодотворения. Сопоставление это не ново, и едва ли найдется древний писатель мистического направления мысли, чуждый выставленным аналогическим равенствам. Вспомним Платона, по следам Сократа последовательно и настойчиво развивающего эротическую теорию знания; стремление к знанию - любовное томление, невысказанность знания, еще недозревшего, - беременность, помощь высказаться - повивальное искусство, сообщение знания - оплодотворение, учительство - стремление рождать в душах и т. д. и т. д., вот что мы слышим на каждом шагу от Сократа и Платона. А если мы вспомним, что сама Академия была построена на началах гнозиса эротического, то нетрудно проникнуть в ту мысль, что высказывания Платона - не простые метафоры, не поверхностные аналогии, а выражение существа дела: воистину и Платон видел в слове семенность. А с другой стороны, Евангелие: "семя" притчи о сеятеле, по объяснению Спасителя , "есть слово""[21, с. 271]. Помимо слов, рот производит также слюну. В ее "нормальном употреблении" слюна не выходит наружу, однако во многих культурах она обладает магическим значением, аналогичным значению спермы - оплодотворяет, трансформирует то, во что попадает. "В одном китайском трактате упоминается мэу-жэнь-цзю ("вино красавиц"). Отбирались самые красивые женщины, они жевали предварительно замоченную кашицу из риса или проса всю ночь, а наутро выплевывали в специальный сосуд. Такой способ виноделия, пожалуй, самый древний, называли "ртом жеваное вино". (Брожению (= оплодотворению. - С. М.) напитка активно способствовала слюна). Оно хранилось недолго и очень нравилось мужчинам, которые считали, что подобный напиток усиливает их влечение к противоположному полу. Известно, что многие народы слюне приписывали особую сексуальную силу. К английскому путешественнику Томпсону приходили туземцы и требовали, чтобы он... оплевал их жен, думая, что это помогает против бесплодия. Сами же туземки были убеждены, что после такой процедуры у них обязательно родится белый ребенок". У некоторых видов яйцекладущих животных рот служит своеобразной заменой матки. Так, цихлидовые рыбы и гребнистые крокодилы "донашивают" свое потомство после вылупления во рту, спасая его от бесчисленных опасностей. Но всех обошла австралийская лягушка Neobatrachus silus, которая заглатывает оплодотворенную икру и восемь недель вынашивает ее в желудке! При рождении лягушата выскакивают у мамаши изо рта. По различным причинам эти симметричные полюса человеческого организма часто используются как символы или замещающие образы друг друга. Рот в некоторых контекстах символизирует женские гениталии. Например, [20]: "Губную помаду используют уже тысячелетия, и целью является имитация покрасневших гениталий женщины". В бестселлере английского зоолога Д. Морриса "Голая обезьяна" можно найти много интересных примеров. "Мандрил самец имеет ярко-красный пенис с синими полосами на мошонке по обеим его сторонам. Эта цветовая гамма повторяется на его лице: нос имеет ярко-красный цвет, а пухлые голые щеки - интенсивную синюю окраску. Выглядит так, словно лицо животного имитирует область его полового члена, демонстрируя тот же набор визуальных сигналов!" Там же мы находим замечание, что четко очерченные губы рта несомненно должны копировать губы полового органа: "Вы можете вспомнить, что во время интенсивного сексуального возбуждения оба типа губ набухают и принимают более глубокую окраску, так что они не только выглядят похожими, но и изменяются одинаковым образом во время сексуального возбуждения!" [16]. Распространенным является представление о том, что пенис соответствует по форме и величине носу их общего владельца, а формы губ и глаз женщины могут подсказать мужчине форму ее полового органа. Глаза, так же как и рот, представляют собой врата изнутри вовне и обратно. Глаза - магическое зеркало души, дающее поразительную возможность внутреннему для проникновения в зазеркалье внешнего и внешнему - в зазеркалье внутреннего. Если само глазное яблоко символизирует солнечный принцип, то отверстие, через которое оно появляется на свет, - разрез глаз, веки - имитирует женский половой орган и относится к сфере Марса. И далее процитирую: "В своей книге "Говорящие глаза" Гесс говорит, что глаза наиболее честно и точно говорят об отношении человека, потому что они являются как бы центром тела, и зрачки работают независимо. Когда человек начинает волноваться, то его зрачки увеличиваются в четыре раза по сравнению с нормальным размером. С другой стороны, если человек сердится или его отношение к ситуации негативно, то зрачки сокращаются. Глаза очень часто используются при ухаживании, а женщины накладывают грим на глаза для того, чтобы подчеркнуть их величину. Если женщина любит мужчину, то, когда она смотрит на него, ее зрачки будут несколько увеличены, и мужчина правильно расшифрует этот сигнал, даже не задумываясь об этом. Многие столетия назад проститутки капали в глаза белладонну, чтобы расширить зрачки и выглядеть гораздо привлекательней для своих клиентов"[20]. "Глаз пребывает на нашем лице как идея нашего плодородия и творчества, обращенного в мир как самоотдача. Лицезрение глаз в глаз, ненаглядность, неотступное смотрение и впитывание зраков - есть то же соитие, служба Эроса: недаром "ненаглядный" = "желанный""[5]. Там же читаем: "когда свет открыл нам (или мы открыли) глаза и когда свет заглянул в наше нутро = когда мы взвидели свет божий, - это тоже акт соития, но уже на ином уровне, в ином измерении." Помимо этого, глаза выполняют также частично функцию выделения, присущую в основном нижнему полюсу (мочеполовая система). Это особенно ярко проявлено, например, у крокодилов - знаменитые "крокодиловы слезы", которые те льют после обильной трапезы, по мнению зоологов, - не что иное, как подмога перегруженным органам выделения. Да и человеку иной раз после вынужденно отложенной уринации приходится заодно прослезиться. Название книги Морриса наводит, между прочим, на обратную мысль - а именно о том, что человек не совсем голая обезьяна. Волосы являются символом сексуальности и силы, а также связи с внешним миром и растут, как известно, преимущественно на голове и в области гениталий. (Это прямо противоположно тому, что мы видим у обезьян, имеющих зачастую голое лицо и голый зад.) В наше время некоторые парикмахеры специализируются на прическах для гениталий, существует даже большой выбор моделей таких причесок. Волосы - "символ величия для мужчины и жизненной красоты, изящества, грации, привлекательности для женщины. Терять волосы означает потерю жизненных сил"[15]. "В целом волосы воплощают энергию и связаны с общей символикой уровней. Волосы означают также плодородие. Густая шевелюра является воплощением elan vital (жизненного порыва) и joie de vivre (радости жизни), будучи связана с желанием преуспеть. Волосы также соответствуют огню, символизируя разрастание первичных сил. Потеря волос означает падение и бедность. Обратной стороной потери, вызванной силами, не зависящими от воли человека, является, отчасти, добровольная жертва. Циммер указывает, что все, кто отвергает земную жизнь и отрекается от принципов ее воспроизводства, чтобы встать на путь абсолютного аскетизма, обязаны постричь волосы. В некоторых религиях, например, в древнеегипетской, предписывалась полная депиляция"[12]. У множества народов волосы считались опасным вместилищем таинственных сил. "Вспомним хотя бы библейское предание о Самсоне, остававшемся неодолимым до тех пор, пока он не лишился волос. Вспомним также, что правоверному мусульманину предписывается брить голову, а мусульманке запрещается входить с открытой головой в помещение, где лежит Коран; что у христиан женщине также не положено входить в церковь с непокрытыми волосами; что иудаизм требует от замужней женщины, чтобы она обривала голову и носила парик"[17]. Некоторое утрирование или метаморфозы придают волосам откровенно фаллический образ. Например - змеи, растущие на голове Медузы Горгоны, или рога в различных видах (они, как и когти, представляют собой сросшиеся волосы). "Практически во всех первобытных религиях рог символизирует силу и власть (основанную на силе. - С.М.). Рога украшали боевые шлемы с древнейших времен до средневековой эпохи. Символика рога была определена довольно точно уже в Древнем Египте. В системе египетских иероглифов изображение рога обозначало "то, что находится над головой", и, в более широком смысле, "проложить себе дорогу" (сопоставим в этом случае с головой барана, Овна и тараном)" [12]. Рог символизирует производительные силы природы ("Рог Изобилия") в целом, и особенно - мужскую производительность. В Ригведе слово "бык" неоднократно применяется для обозначения мужской сексуальной потенции. В Передней Азии не только боги, но и цари изображались с бычьими рогами. "В Даргавском ущелье Северной Осетии когда-то стояло каменное изваяние "святого барана", который считался покровителем чадородия, а женщины в Осетии приносили в святилище глиняные фигурки, моля "святого барана" даровать им детей" [7]. Другой символ физической мощи и сексуальной потенции - не умеющий сворачивать носорог - особо почитается в Китае, где "всеобщей эмблемой", обозначающей процветание (и, следовательно, силу), является рог носорога, обточенный в форме чаши [12]. Сейчас носороги находятся на грани вымирания, и основная причина этого - "неистребимая вера людей в чудодейственную силу их рогов. Народы Юго-Восточной Азии считают, что если размельчить рог носорога в порошок и понемногу подмешивать его в чай, то это... вернет дряхлому старцу юность и любовный пыл. Китайцы ценят порошок из носорожьего рога на вес золота, платя за него втридорога, поскольку теперь его можно достать лишь с огромным трудом"[10]. Рога символизируют тему инструментальной активности. Один из символов трансформации - вспашка, обработка земли при помощи орудий - часто ассоциируется с половым актом и понимается как иерогамия Неба и Земли (так как разрушает границу между ними). Инструментальная активность обладает дуальностью: она бывает "мирная" и нет, - например в выражении "перековать мечи на орала". Рог служит прообразом и Меча и Орала (= соха= сохатый). Инструмент вообще имеет фаллическую, марсианскую природу. Так, земледельцы Австралии и Азии называют одной морфемой фаллос и лопату. [29, с. 104]. Функционально рога тоже зачастую нужны лишь для продления рода. "Оленьи рога, например, развились исключительно для поединков: безрогий олень не имеет ни малейших шансов на потомство. Ни для чего другого эти рога, как известно, не годны. От хищников олени-самцы тоже защищаются только передними копытами, а не рогами" [32]. Стоит обратить внимание на единорога. В средневековых сказаниях единорог - символ живородной мужской энергии - "весьма свирепое животное, имеющее только один рог. Чтобы поймать его, в поле оставляют девственницу; тогда животное подходит к ней и попадается, ибо укладывается на ее лоно" [12]. Это наводит на мысль, что он символизирует сексуальную сублимацию. Раз уж мы заговорили о сказках, упомянем обычные сказочные инструменты волшебства, вызывающие превращения и исполняющие желания, - волшебную палочку и разного рода "шапки", символика которых также весьма прозрачна. Но вернемся ко рту. Некоторые авторы видят в поцелуе не только облегченную форму половой близости, но и возможную связь между половой функцией и питанием. "Размышляя о происхождении такой формы поцелуя (как любовный укус. - С. М.), Иван Блох в "Сексуальной жизни наших дней" выдвигает теорию о наследовании естественного садизма от низших животных форм, которым свойственно поедание партнера во время полового акта. В конце концов, разве не говорим мы: - Я так тебя люблю, - что готов съесть!"[33]. Паучихи устраивают пир из любовников сразу после оплодотворения, а самцы некоторых видов рыб всю жизнь паразитируют на своих супругах как пиявки. У богомолов даже еще более странный, чем у пауков, обряд бракосочетания, Не после него, а с самого начала начинается пожирание самца. Даже без головы и с почти полностью съеденной передне-грудью самец продолжает спаривание. Крон, как известно, пожравший своих детей, произвел их затем на свет через рот (после того как ему подсунули рвотное). Зевс родил Афину прямо из черепа, при этом Гефест осуществил своеобразное кесарево сечение (см. рисунок). Существует и обратная символика - например, "vagina dentata"; во всех этих символах очевидна тема рождения и смерти, а также возрождения и инициации. Символ взаимопроникновения двух миров - европейская "мандорла", и ее индийский аналог - "йони" являют собой не менее яркий пример орально-генитальной символики. Индусы, дабы гарантировать выздоровление, сооружают изображение йони из золота и проходят сквозь них [12], что можно считать аналогом нового рождения. В ряде сказок новое рождение героя связано с его прохождением сквозь пасть чудовища (чаще, правда, таким образом символизируется смерть). Сходным значением обладает изображение Януса - хранителя дверей, а также и сам символизм дверей или ворот, игравший одну из ключевых ролей во многих религиях. В мужском варианте мы имеем дело с дентально-фаллической аналогией. Так, потеря зуба является символом кастрации. Символика фаллоса и зубов выражает также агрессивность в различных ее видах. Переносы между верхним и нижним полюсом проявляются и во фрейдовском "ложном перемещении выше", "когда, скажем, вытесняемые сексуальные или анальные функции появляются - на неадекватной, замещающей основе - в речи и мысли; или, наоборот, оральные блоки повторяются в анальных зажимах" [12]. Фрейдом также отмечается симметрия головы и таза с точки зрения наказаний (подзатыльники и шлепки по заду). Исследования алкоголизма как регрессии на оральную стадию (причем на ее пассивный - сосущий период) говорят о том, что алкоголизм часто сопровождается импотенцией или запорами спастического характера, поддающимися психотерапии. Рассматриваемая симметрия верха и низа подчеркивается их резким противопоставлением. Например - в одежде: лицо человека нашей культуры практически всегда открыто, а область гениталий почти всегда тщательно скрывается. В большинстве культур считается неприличным половой акт, дефекация или уринация на глазах у всех, в то время как совместное принятие пищи является широко распространенным повседневным занятием. Однако существуют культуры, в которых дело обстоит прямо противоположным образом - неприлично прилюдно есть и пить, но вполне прилично спариваться или испражняться на глазах у прохожих. У некоторых народов лицо принято скрывать с такой же тщательностью, как у нас скрывают половые органы. Этнографические наблюдения и изучение наскальных рисунков показывают, что лицевое покрывало связано с древней табуацией рта. "По поверьям многих народов именно рот (а часто также другие отверстия в голове - ноздри и уши) являются местом входа и выхода таинственной колдовской силы. Проникая извне, эта сила может повредить самому человеку; выходя изнутри, может причинить вред окружающим его людям. Известно, например, что у многих племен Тропической Африки еще недавно никто не стал бы есть, не прогнав предварительно принятыми здесь способами злых духов, причем одним из способов было закутывание лица и головы. У народов Сибири при изгнании шаманом из больного духа болезни присутствующие плотно закрывали рот, чтобы этот дух не вошел в них. А в Центральной России еще в начале XVIII новобрачные не должны были за свадебным столом говорить или есть: верили, что через открытый рот в них может проникнуть порча. Всем хорошо известна такая деталь свадебного костюма, белая фата. Многие видят в фате символ непорочности новобрачной (анатомический аналог фаты - девственная плева. - С. М.). Этнографы сумели проследить ее (фаты) происхождение из головного и лицевого покрывала. Подобная фата-покрывало входит в традиционный брачный наряд народов Кавказа, у которых невеста на протяжении почти всей свадьбы должна оставаться с закрытым лицом. Чтобы взглянуть в лицо новобрачной, покрывало полагается приподнять с помощью какого-нибудь острого железного орудия, чаще всего кинжала: такие предметы отгоняют злые силы. У других народов, например среднеазиатских, новобрачная должна была носить лицевое покрывало длительное время (часто до рождения первого ребенка), не показываясь без него не только посторонним, но и родне мужа. Еще серьезнее смотрели на дело древние народы Передней Азии. Согласно ассирийскому судебнику, составленному более трех тысяч лет тому назад, женщина, если она не рабыня и не блудница, всегда должна была выходить на улицу только под покрывалом. Древнеиранские огнепоклонники-зороастрийцы заставляли женщин постоянно прикрывать повязкой рот и ноздри: считалось, что иначе они, поддерживая огонь в очаге, могут осквернить его своим дыханием. Ассирийский обычай был заимствован и освящен исламом, предписывавшим, чтобы женщины не показывались за стенами дома с открытым лицом." "В одних случаях носить покрывало положено только невестам на свадьбе, в других - вообще замужним женщинам, в иных - также девушкам, достигшим брачного возраста. У одних народов женщина закрывается лишь от посторонних, у других - также и в стенах своего дома. Согласно одним поверьям, опасность исходит от женщины, согласно другим - грозит ей самой. У ряда народов Передней и Средней Азии женское покрывало вошло составной частью в каноны женского затворничества, а у большинства народов Кавказа, не знавших подобного затворничества, осталось лишь элементом свадебного обряда. Покрывало возникает вместе со стремлением прикрыть источники опасности, грозящей вступающей в брак женщине или исходящей от нее." Обычай закрывать лица замужних женщин характерен для обществ, в которых при вступлении в брак жена переселяется к мужу (патрилокальных). В обществах, где порядок брачного поселения обратный (матрилокальных), можно встретиться с обычаем закрывать лицо у мужчин. Так, например, у туарегов свадьба проходит в группе жены и новая семья в течение года живет матрилокально с последующим переселением в группу мужа. Есть основания считать, что еще в сравнительно недалеком прошлом у туарегов безраздельно господствовало матрилокальное брачное поселение. Это к тому же вполне вписывается в общую картину общественного и семейного устройства туарегов: "для них характерно независимое и даже почетное положение женщины, предоставленная девушкам значительная добрачная половая свобода и свобода брачного выбора. Предки по линии матери так же почитаются, как по отцовской линии, а принадлежность туарега к тому или иному сословию определяется, как правило, происхождением по линии матери." Туареги-мужчины обязательно должны закрывать лицо покрывалом. "Открытыми остаются только глаза. Показаться кому бы то ни было без покрывала считается верхом неприличия, еще хуже, чем у нас - появиться голым. Его носят не только за стенами дома, но и в самой интимной обстановке, не снимают даже во время сна. За едой туарег поневоле отодвигает нижний край покрывала, но тогда он тщательно прикрывает рот и ноздри рукой." В настоящее время тигельмуст (покрывало) вручается отцом сыну, когда тот достигает зрелости, то есть приблизительно в шестнадцать лет. По этому поводу устраивается семейное празднество, на котором юноша получает подарки, в том числе традиционное оружие свободного туарега - длинный обоюдоострый меч. Однако еще недавно у части туарегов эти два события происходили в разное время. Вначале, лет в 16 - 17, юноша получал меч, что означало его переход в категорию взрослых мужчин-воинов, и только значительно позднее, лет в 25, мужчина начинал закрывать лицо покрывалом. "Туареги не только относительно поздно начинают закрывать лицо, но и сравнительно поздно вступают в брак. Принятый раньше двадцатипятилетний возраст получения мужчиной покрывала непосредственно смыкается с возрастом его вступления в брак - не менее 25 лет. " В прошлом тот же обычай, по-видимому, "был у всех берберийских племен. Не исключено, что видоизмененные остатки такого же порядка некогда удерживались в обычаях многих племен и народов, по которым мужчины должны были закрывать лицо в присутствии правителя или перед святыней. Страбон и другие античные авторы сообщали, что с царями Мидии, Ирана, некоторых индийских земель можно было разговаривать не иначе, как заслонив рот рукой, а ближайшие служители этих царей должны были постоянно носить нечто вроде капюшона, прикрывающего нижнюю часть лица. У персов же нельзя было совершать молитвы или присутствовать при жертвоприношениях, не закрыв рот и нос полотняной повязкой-падом." У народов, не имеющих традиции закрывать лицо, магическая "защита "отверстий в голове" достигалась, возможно, другими средствами, например губными, носовыми или ушными украшениями-оберегами, либо деталями прически и головных уборов." (Все цит. по [17].) Таким образом, можно подытожить, что симметричные относительно сердца и наиболее удаленные от него голова и таз несут символическое значение непосредственного взаимодействия внутреннего с внешним, внешней активности, рождения и смерти, трансформации и возрождения, творчества, как переноса части себя во внешний мир. Тут можно отметить и отсутствующий в явном виде у человека, но присутствующий у большинства животных вид творчества - а именно творчество посредством экскрементов. Под творчеством мы понимаем манифестацию "Я", в данном случае - "письмена" посредством мочи и кала, отмечающие территорию и т. п. Во всем вышеописанном очевидно проявление трансформирующих стихий, причем положительная (огонь) соответствует верху - голове, а отрицательная (вода) - низу - тазовой области. Функции головы и таза соответствуют первой внешней планете - Марсу. Итак, в полном согласии с астрологической традицией, мы можем сказать, что головой и тазом управляет Марс, причем голове соответствует его огненное владение, Овен, а тазу - водное владение, Скорпион. Овен символизирует возрождение через жертву, обычно сопровождающуюся огнем (Агнец-agni-igni-огонь). А Скорпион символизирует "самоубийство", внутреннюю жертву, аутоагрессию, единство жертвы и палача. Творчество, направленное вовне, имеет и обратную, печальную сторону - распространяя части себя на мир, мы с одной стороны приобретаем над ним власть, но с другой - утрачиваем власть над собственными творениями, безвозвратно расстаемся с ними. Для мужчин творчество связано чаще всего с верхним - огненным полюсом, а для женщин, рожающих детей, с нижним - водным.

ШЕЯ И ПОЯСНИЦА: СФЕРА ВЕНЕРЫ.

Полюса тела, соответствующие сфере Марса, отделены от сердечного центра определенным расстоянием. Между изначальным внутренним огнем Солнца и его внешней реализацией - Марсом есть разделяющие, опосредующие сферы (воздуха и земли). Это характерно для всех живых (то есть имеющих выбор) организмов. Лишь у неживых, не имеющих выбора, объектов нет различия между "волей" и "действием", их внешнее действие не отличается ничем от внутренней воли к действию. Так, волей камня в поле тяготения Земли является неудержимое стремление к Земле, и единственное действие, на которое камень способен, - падать вниз. В этом его целостность и свобода. Наиболее заметно отделяют центр от периферии два симметричных сужения тела - шея и поясница. Талия и шея находятся на равном расстоянии от сердца и во многом сходны. Они соответствуют сфере первой внутренней планеты - Венеры и соотносятся с функцией внутреннего выбора (оценочного суждения или бессознательного предпочтения). Телесно это выражается в их гибкости (шейный и поясничный лордоз), тонкости и незащищенности. Шея и, отчасти, поясница дают возможность переместить внимание и направление взгляда без перемещения в пространстве. Самый эффективный способ управлять человеком - через управление его эмоциями, системой внутренних ценностей. Ярким символом отказа от собственных желаний при сохранении внешней активности, подчиненной чужой воле, является ошейник раба с выбитым на нем именем хозяина. С прямо противоположной целью - оградиться от манипуляции своими желаниями - употребляется защитная кольцевая символика: бусы, ожерелья, пояса и т. д. В несколько более узком понимании они несут эротическую символику: либо запретительную - как символ целомудрия, либо как символ связи - любовных уз и верности, либо просто подчеркивают тему секса - например, пояс Венеры, и несут также фетишистское значение (дарение поясов и шейных платков во многом аналогично дарению колец). Приятие и неприятие внешнего, желание и нежелание проявлять внутреннее состояние относятся к разбираемой сфере. Нежелание принимать пищу выражается в рвоте, эмоциональная зажатость, подавляемые эмоции, чувства - в мышечных зажимах шеи. Невозможность ни проглотить, ни отвергнуть то, что предлагается извне, - "комок в горле". "Основная мышечная блокировка, ведущая к фригидности, - зажатость в тазовой области, в особенности в пояснице" [12]. Фригидность же символизирует разрыв между внутренней активностью и внешним действием, неспособность действовать во внешнем мире в соответствии со своей индивидуальной волей и предпочтениями. Оргазм, как противоположность фригидности, может рассматриваться как стирание родительского запрета на свободу самопроявления, утверждение способности совершать несанкционированные действия. Подвижность шеи и поясницы дает человеку возможность жестикуляции более непосредственной, чем только при помощи рук, и несущей сексуальную окраску, в связи с чем она не очень принята в нашей культуре (в отличие, скажем, от негритянской). То, какие действия будут совершать голова и таз, куда они "повернут", зависит от характеристик шеи и поясницы: длины, толщины, гибкости. У человека искусства функция выбора - и эстетического и этического - должна быть хорошо развита, а значит, шея у него длинная, тонкая, гибкая. "На слово "длинношеее" в конце пришлось три "е" - укоротить поэта - вывод ясен..." . И в то же время "Полководец с шеею короткой должен быть в любые времена - чтобы грудь почти от подбородка, от затылка сразу чтоб спина"2: человеку, принимающему решения, не терпящие отлагательства, и отдающему приказы, не до колебаний и тонкостей выбора.

ПЛЕЧЕВОЙ ПОЯС И ТОНКИЙ КИШЕЧНИК: СФЕРА МЕРКУРИЯ.

Еще ближе к центру находится сфера Меркурия. Анатомически и символически ее довольно сложно отделить от Солнечно-Лунной сердцевины. Эта сфера отвечает за дифференцированность первоначального солнечного импульса и адаптивных реакций. У примитивного существа набор вариаций как действия, так и восприятия может быть ограничен двумя-тремя (например у одноклеточных, обладающих лишь тропизмами, или даже у примитивных членистоногих - напр. клещей), в то время как у человека он не поддается исчислению. Солнечный импульс распадается у него на бесчисленное множество редуцированных действий, каждое из которых могло бы быть реализовано и которые внутренне ощущаются и обрабатываются в виде мыслей, а внешне выражаются в виде микродвижений. Они постоянно присутствуют в теле в виде таких микродвижений, причем одновременно поддерживается "жизнь" многих вариантов задержанного действия, из которых функция Венеры должна выбрать одно, которое и будет передано в сферу Марса для внешней реализации. Недоразвитие сферы Меркурия по сравнению со сферой Венеры ведет к преобладанию оценочности суждений и узости круга возможных вариантов действия (вплоть до отсутствия чувства юмора), человек всегда знает, чего и как он хочет (богатая палитра по шкале "нравится - не нравится"), и не испытывает сомнений по поводу выбора "технологии" для достижения желаемого, ибо сам выбор невелик. Переразвитие же сферы Меркурия в ущерб Венере приводит к постоянному прокручиванию бесчисленных вариантов возможных действий, к расширению круга этих возможностей и к большим сложностям с выбором одной из них для реализации. Следствием является либо отсутствие внешней активности (при слабом Марсе), либо суета, когда делается множество дел одновременно. Смертный грех гиперактивного Меркурия - сомнение, невозможность выбрать, постоянное уточнение деталей. "Суета" в проекции на телесные функции (плечевой пояс с руками и тонкий кишечник) может соотноситься с дрожанием рук и поносом (в прямом и переносном смысле). В ситуации с большой перспективой (то есть, с точки зрения Меркурия, - с большим количеством непросчитанных вариантов) характерной метафорой служит выражение "дух захватывает". Другой вариант переразвитого Меркурия - сомнения, опасения, тревожность, связанные с фиксацией на ожидании, сверхосторожность, предусмотрительность, сверхаккуратность, попытка учесть все мелочи, перебрать все возможные варианты - выражается в зажимах плечевого пояса (верх груди, подмышки, задержки дыхания, пожимание плечами), а в области Девы это выражается в запорах (так наз. анальный характер) и в мышечных зажимах подреберья и межреберья. Дифференцирующая природа Меркурия отражается также и в чисто анатомических аспектах. Мы можем наблюдать ее в ветвящейся (снаружи внутрь) системе бронхов и ветвящейся "изнутри" системе кровеносных сосудов, подходящих к бронхам и кишечнику. Это места, в которых происходит интенсивный обмен и внешнее уже необратимо становится внутренним. Ветвящаяся самоподобная структура бронхов часто приводится в качестве примера природного фрактала. А принцип фрактала - самоподобие, образование из единого целого поразительно сложных форм посредством различных преобразований - это и есть принцип Меркурия, принцип дифференциации единого. В меньшей степени, чем на примере бронхов, мы можем наблюдать ветвление и в строении другого органа, относимого к Меркурию, - руки. Меркурий или, скажем, сходный по значению армянский Тир - покровитель мудрости, письма и художеств, является также проводником душ в подземном царстве, а с этой его ролью тесно связан символизм лабиринта. Лабиринт представляет комплекс близких символических значений: "потерю "духа" в процессе созидания" (инволюция); "потерянности и отдаленности от источника жизни; по Элиаде, главная задача лабиринта заключалась в охране "центра". В то же время лабиринт можно объяснить и как вариант ученичества для неофита, который должен научиться нахождению верного пути, ведущего в потусторонний мир и из страны мертвых"[12]. В древности существовало представление о потустороннем мире как о стране безвыходных путей. "Души умерших не могут выбраться из запутанных ходов, подобно тому, как дичь, попавшая в ловушку, не может найти из нее выхода." (Причем такое положение характеризует не только умерших, но иногда и спящих.) "Древнейшие лабиринтообразные фигуры образованы из взаимопроникающих спиралей или петлеобразных линий", напоминающих по виду кишки. В середине многих из этих фигур стоит точка, которая обозначает Солнце [7]. Лабиринт, таким образом, можно рассматривать как запутанный, извилистый, сложный путь к (или от) простому и целостному (истине, богу и т. п.) Блуждание по лабиринту (или пещере, коридорам, улицам) в сновидении имеет анатомо-физиологический коррелят в работе кишечника. К сфере Меркурия относится мышление, но не как действие, а как задержка действия, пространство возможных действий, а также набор умений, способов заботы о себе и прочая практическая суета. Меркурий также отвечает за контакты, общение. Если не выходить за пределы одного человека как целостности - это контакты с внутренними оппонентами - со-мнение, со-поставление, контакты различных мнений, живущих в человеке. Эти мнения могут быть персонифицированы множеством знакомых человеку людей. В самом широком смысле Меркурий - посредник, он создает среду, пространство для возможных действий, контактов, некоторое расстояние от индивидуальности до собственных мыслей, чувств и действий. _____________________________________________________________________ Итак, тело человека (без ног) симметрично и находится под управлением Солнца и планет земной группы. Вкратце повторим описание, но в обратную сторону - начиная от центра. Солнце дает первичный целостный импульс - волю к самопроявлению. Меркурий дифференцирует этот импульс, представляя пространство возможных действий, структурированное определенным образом - например, на основе аффинных преобразований (т. е. поворотов, сдвигов, растяжений и сжатий исходной целостности - как получаются сложнейшие фрактальные структуры из простых формул). Далее, Венера выбирает из возможного то, что ей нравится, и передает Марсу, реализующему солнечный импульс во внешнем мире. К сфере планет земной группы относится разделение внутреннего и внешнего, трансформация одного в другое, воздействие внутреннего на внешнее и внешнего на внутреннее: восприятие, питание, секс, творчество, выделение, мышление, инструментальная активность и т. п. Приспособлением себя к окружающей среде с одной стороны и приспособлением среды к себе с другой исчерпывается вся деятельность человека как индивидуального организма, имеющего определенные границы. Однако, существует еще один вид активности, который не является деятельностью в этом смысле, так как не вызывает изменений ни внутри, ни вовне человека. Этот удивительный тип активности - передвижение организма в среде, именно не изменение окружающей среды посредством перебирания ногами, а перемещение неизменного организма по неизменной, не зависящей от него объективной среде.

ПЛАНЕТЫ-ГИГАНТЫ И НОГИ.

Ноги в целом символизируют несколько тем. Первая - опоры. В экзистенциальном смысле сюда относятся в основном ступни. И правильнее было бы говорить скорее не об опорах, а об истоках, корнях. Ступни символически являются местом наибольшей уязвимости, причем иного рода, чем, скажем, горло; через них часто приходит смерть к наиболее защищенным героям (как правило, при помощи яда), - вспомним хотя бы Ахилла или Вещего Олега. Ступни символизируют, наряду с обувью, тему похорон, ухода. Ступня человека, в отличие от большинства других животных, целиком прижата к земле, что можно соотнести с памятью о своих корнях и с памятью вообще. Для избавления умершего человека от груза земных привязанностей - от праха земного - древние египтяне практиковали срезание подошв с ног усопшего. Родственным символом очищения стоп и отречения от мира сего можно считать белые тапочки покойников. Ноги как опоры служат также возвышению человека во всевозможных смыслах: физическом, социальном, духовном. Чем мы выше, тем шире наши горизонты, тем более длинный путь мы можем охватить взглядом. В греческих легендах хромота часто символизирует какой-либо существенный духовный изъян [12]. Ощущение уверенности и силы связано в основном с бедрами, а страх потери опоры, неуверенность, проецируются на колени (слаб в коленках, колени дрожат). Другим важным фактором, определяющим символизм ног, является их специфическая работа - перемещение тела в пространстве. Эта работа меняет положение человека, его точку зрения, определяет его мировоззрение. Поэтому ноги символизируют такие понятия как "путь", "судьба" и т. п. При этом сама возможность перемещения индивидуума влечет за собой признание объективности мира, отрицание эгоцентрической позиции и выход в надындивидуальную (коллективную) сферу. Из вышесказанного видно, что символизм ног в целом соотносится с планетами-гигантами и управляемой ими последней четверкой знаков Зодиака, как это и принято в астрологической традиции.

ТЕЛО В ЦЕЛОМ, ПОЗЫ И ПРОЧЕЕ.

За счет изменения положения рук и ног поза человека может подчеркивать различные центры и усиливать различные сферы. Если центр человеческого тела без ног геометрически соответствует области сердца и солнечного сплетения - общепризнанным мистическим центрам, то в центре стоящей фигуры оказываются гениталии. Это выводит на передний план тему секса - внешней активности, причем подчиненной не столько индивидуальным, сколько родовым целям, ибо преследуется цель продолжения жизни не индивидуума, но рода, а индивидуум выступает здесь как инструмент. Поскольку же человек, в отличие от тварей земных, был создан не "по роду его", а по образу и подобию Божию, то в некоторых практиках, работающих с телом, важное место занимает так называемая "поза Будды" - "эта поза выражает отказ от "низшей части" и временного движения и символизирует отождествление с мистическим центром" [12]. Если мы возьмем мужчину среднего роста (около 180 см или 183 см - по Модулору), то радиус сферы, описывающей его тело (без ног) и имеющей центр в сердце, составит 45 см (что равно упоминавшемуся ранее египетскому локтю). Снизу она проходит по области гениталий, а сверху касается макушки. Это сфера Марса. Она может быть усилена соответствующим положением рук. Характерными являются позы культуристов, направленные на демонстрацию мускулов, или жест отдания чести у военных. При этом сфера Марса усиливается расставленными локтями. Локти символизируют взаимодействие с другими индивидуумами - либо в форме агрессивного расталкивания, отстаивания своей территории, либо как создание общего пространства, братства и единства во взаимодействии ("чувство локтя"). Внешняя сторона локтя символизирует жесткость и силу, а внутренняя - слабость и незащищенность, что ассоциируется также с переливаниями крови, внутривенными вливаниями и т. п. Марсианские жесты - жесты агрессии и готовности к внешней активности, призванные подчеркнуть силу и напористость человека в его столкновении с окружением. В своей знаменитой книге о жестах Алан Пиз пишет: "Такой жест применяется в следующих ситуациях: ребенок спорит с родителями, атлет ожидает выхода на старт; боксер в раздевалке ждет гонга, чтобы выйти на ринг. В каждом случае мы видим, что человек стоит, положив руки на бедра, что является одним из самых распространенных жестов, говорящих об агрессивном отношении к чему-либо. Мужчины часто используют этот жест в присутствии женщин для того, чтобы показать агрессивную доминирующую силу самца, а также как невербальный вызов другим мужчинам, которые вторгаются на их территорию. Такие жесты агрессивной готовности используются профессиональными фотомоделями для того, чтобы создалось впечатление, что одежда, которую они рекламируют, предназначена для современной агрессивной вперед смотрящей женщины"[20]. Расстояние в 45 см соответствует размеру так называемой интимной зоны для среднего американца-горожанина. "Из всех зон эта является наиболее важной; именно эту зону человек рассматривает как свою собственность". "Наша интимная зона обычно нарушается другим человеком только по одной из двух причин: первая - нарушитель является близким родственником или другом, или же он или она делают какие-то сексуальные движения, и вторая - нарушитель является врагом и собирается атаковать нас". "Любое нарушение Вашей интимной зоны вызывает физиологические изменения в организме. Начинает быстрее биться сердце, выделяется адреналин, кровь приливает к голове, напрягаются мускулы, так как мы физически готовы к драке или какой- нибудь подобной ситуации." А. Пиз также отмечает, что "это именно то расстояние, на которое человек, городской житель, протягивает руку (для рукопожатия. - С. М.), расстояние между телом и кистью. Это позволяет руке встретить руку другого человека на нейтральной территории"[20, с. 34]. Чтобы почувствовать сферу Юпитера, представьте себе зонтик в обычном его положении над головой и продлите эту поверхность до замыкания внизу примерно там, куда достают кончики пальцев опущенных рук. Вокруг тела эта сфера описывается руками в полусогнутом положении (не под прямым углом, как в сфере Марса). В качестве атрибута священников-браминов зонтик является символом власти, причем именно не солнечной, а юпитерианской - священнической власти. С зонтиком изображался карлик - пятая аватара Вишну. Сама форма зонтика - стрела, пронзающая полусферу, аналогично луку Стрельца, - символизирует прорыв границ обыденного мира. Родственным, замещающим символом можно считать гриб (вспомним хотя бы грибочки - навесы на детских площадках или грибы вместо зонтиков у гномов из сказок). . Гриб же - источник магической, колдовской силы, которая придает "ускорение" адепту, помогает достичь измененных состояний сознания, переместить "точку сборки". Следует напомнить, что физически планета Юпитер играет роль "зонтика" Солнечной Системы (некоторые говорят - "помойки"), так как он притягивает залетные космические тела (например, кометы) и защищает от них планеты земной группы. Сфера Сатурна с центром в сердце окажется выделенной, если мы встанем на колени и возденем руки к небу. Как Сатурн является последней видимой планетой, так и сфера Сатурна - последняя, которую могут описать конечности симметрично относительно сердечного центра. Рука осталась за границами нашего исследования. Тем не менее, отметим несколько важных моментов, связанных с этим чисто человеческим органом. Всем известна связь руки с прямохождением и инструментальной (орудийной) деятельностью. Однако, на наш взгляд, перенос части внешней активности со рта на руки важен не только и не столько возможностью совершать более точные и разнообразные действия: многие животные виртуозно оперируют предметами при помощи губ и зубов или клювов. Прямохождение освободило руки для того, чтобы они, в свою очередь - освободили рот, и человек смог наконец-то его закрыть. Закрытый рот делает человека гораздо более замкнутым и самодостаточным, гораздо более отдельным существом, чем другие животные (которые открыты в горизонтальном направлении) или растения (открытые по вертикали). Человек становится индивидуальностью, микрокосмом. У людей с ослабленной границей, недостаточной отделенностью от мира рот, как правило, не закрывается, да и экскременты не удерживаются. Прямохождение способствовало также закрытости противоположного полюса - анального отверстия и женских гениталий (сравните с положением, например, собачки, у которой все на виду). Руки дают человеку возможность отстраниться от предмета, которым он манипулирует, да и просто видеть его, что затруднительно, если он оперирует им при помощи рта. При помощи рук человек может совершать действия не только на границе внешнего и внутреннего, но и во внешнем мире. Эти действия гораздо менее эмоциональны, менее вовлекающие в действие все существо, более отстраненные (проще ударить рукой, чем укусить). ____________________________________________________________________ В следующем разделе ("Приложения") мы коснемся еще некоторых аспектов планетарной символики человеческого тела, не нашедших освещения в основном тексте.

ИСТОЧНИКИ

1. Августин А. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991. 2. Амроян С. Амур на дне бокала // "Спид-Инфо", 1995, э 3. 3. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике. //"Вопросы философии", 1990, э 4. 4. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. 5. Гачев Г. Русский Эрос. М.: Интерпринт, 1994. 6. Гачев Г. Книга удивлений... М.: Педагогика, 1991. 7. Голан А. Миф и символ. М.: Русслит, 1993. 8. Даль В. Толковый словарь, т. 4. М.: Русский язык, 1980. 9. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М.: Книга, 1994. 10. Зильман Х. Приключения в мире животных. М.: Мир, 1979. 11. Ле Корбюзье. Модулор. М.: Стройиздат, 1976. 12. Кэрлот Х.Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. 13. Левин М., Митяева Т. "Оккультные принципы, лежащие в основе астрологии" /в сб.: "Астрология, век ХX", М.: Юпитер, 1991. 14. Маров М.Я. Планеты Солнечной системы. М.: Наука, 1986 15. Менегетти А. Словарь образов. Л.: ЭКОС и ЛАОП, 1991. 16. Моррис Д. Голая обезьяна. // "Спид-Инфо", 1995, ээ 2-5. 17. Першиц А. Почему туареги закрывают лицо? // "Знание-Сила", 1980, э 10. 18. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. М.: Гиль-Эстель, 1993. 19. Петухов С. Геометрии живой природы и алгоритмы самоорганизации. М.: Знание,1988. 20. Пиз А. Язык жестов. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1992. 21. Флоренский П.А. У водоразделов мысли, ч. 1. М.: Правда, 1990. 22. Флоренский П. А. У водоразделов мысли, ч.2. // в журн. "Символ" 1992, э 28, Париж. 23. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. 24. Фрейд З. "Я" и "Оно". Тбилиси: Мерани, 1991. 25. Хромченко М. Сердце-солнце //"Знание - сила", 1976, э7. 26. Шевелев И., Марутаев М., Шмелев И. / в сб. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. 27. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993. 28. Шпинар В. История жизни на Земле. Прага: Артия, 1977. 29. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 30. Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб., 1994. 31. Юркевич П. Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990 32. Лоренц К. Агрессия. М.: Изд. Группа "Прогресс", "Универс", 1994. 33. Белага Л. Поцелуй // "Спид-Инфо", 1995, э 3. __________________________________________________________________ Маслов С. В.

ПРИЛОЖЕНИЯ

__________________________________________________________________

СОЛНЦЕ И ЛУНА КАК ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ЭТАЛОНЫ

Одной из важных особенностей Солнечной Системы с точки зрения зем- ного наблюдателя является постоянство углового размера Солнца и Лу- ны. Оба светила, дневное и ночное, мы видим всегда одного и того же размера - примерно 0,5 или 1/115 радиана. Светила - уникальные объекты (если не считать созвездий и анатомически обусловленных границ поля зрения), чей угловой размер для нас всегда остается не- изменным. Таким образом, они дают нам не только временной, но и пространственный эталон, власть которого, как мы сейчас увидим, распространяется в том числе и на произведения искусства. Так, ес- ли Вы смотрите на "классический" пейзаж с оптимального расстояния (около трех диагоналей картины =3D), то угловой размер Солнца или Луны (a), изображенных на нем, довольно близок к половине градуса. То же самое соотношение мы имеем в случае поясного портрета (в том числе иконы) и для величины глазного яблока, недаром принято счи- тать, что глаза - аналоги светил на лице. Поскольку большинство картин писалось с расчетом на то, что их бу- дут рассматривать с расстояния в 3D (то есть так, чтобы их угловой размер b был равен 1/3 рад), то требование постоянства углового размера светил выливается в требование постоянства отношения диаго- нали картины к диаметру светила. Несложный расчет показывает, что это отношение (для удобства дальнейших рассуждений обозначим его А) должно быть равно: А = 115/3 = 38. При соотношении А = D/d = 38 мы воспринимаем картину (например пей- заж) как реалистическую, не вызывающую необычных пространственных ощущений. Картина - как бы окно, продолжение реального пространст- ва, в котором живет зритель. Но встречаются отклонения как в ту, так и в другую сторону. В том случае, если светило меньше, чем обычно (например 1/60 диагонали пейзажа), как это встречается, например, у Питера Брейгеля Старше- го, наблюдатель оказывается вне того мира, который изображен на картине, и рассматривает его издалека, со стороны. Он видит иной мир. Пространство здесь глубокое, огромное, гипертрофированное, пустое, в него можно падать как в бездну. Это "небо Аустерлица". Здесь наблюдатель - лишь наблюдатель с другой планеты и не включен не только в действие, но и в метрику пространства картины. Более слабо это проявляется, например, у Куинджи в его ночных пейзажах. Здесь эффект скрадывается за счет неравнозначности центральной час- ти полотна и однотонных (черных) боковых полей, полностью погружен- ных во мрак. Если их вычесть и оставить лишь "активную" часть кар- тины, то мы вернемся к соотношению А = D/d = 38. Противоположный эффект достигается при увеличенном (скажем, до 1/15 D) светиле. Яркий пример тому - Винсент Ван Гог (11

x x x

Результаты приводятся в виде двух диаграмм, отдельно для портретов и пейзажей, на которых изображено частотное распределение значений А (отношения диагонали картины к светилу или глазу). Короче говоря: чем выше значение N, а вместе с ним и кривая на графике, тем больше картин с соответствующим значением А, а чем N ниже, тем их меньше. На диаграммах мы видим четко выраженное гауссово распределение с максимумом в точке с предсказанным значением А=38. Гауссово распре- деление (характерный пик с быстро понижающимися склонами) говорит о том, что отклонения от "нормального" значения А=38 носят случайный характер. А - отношение диагонали картины к диаметру светила. N - частота попадания значений А в интервал, равный 5 (эта величина определяется погрешностью измерений). Конкретные значения показаны маленькими точками. Большими точками показана частота попадания значений А в интервалы, равные 10 (эта величина близка к среднему отклонению от полученного среднего значения 38). Для больших точек числовое значение N, естественно, нужно удваивать. Для примера при- ведены имена некоторых наиболее известных художников с указанием среднего для их картин значения А. ___________________________________________________________________ ТРИ "ПОВОРОТА" В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Основные способы отношения к миру, или основные повороты, закреп- ленные языком в грамматических лицах: то, что обращено к миру и проявляет собственный способ восприятия мира или воздействия на не- го, есть лицо. Лицо же может быть троякое: либо созерцание, объем- лющее собою все Бытие; либо предмет чужого созерцания и, как тако- вой, объемлемый миром, либо, наконец, соотнесенное с миром и урав- новешенное с ним начало. грамматически это будут: Я, Он и Ты". П. Флоренский В качестве Я лицо дается прямым поворотом. Будучи полнотою и все собою обнимая, оно есть двигатель всего, сам неподвижный. Всякий фасовый портрет композиционно относится к разряду икон и, следова- тельно, в замысел художника должна входить идеализация изображаемо- го, возведение его к божественной норме. Фасовое изображение пред- ставляет субъектность, полноту и самодостаточность человека. В фас лучше всего видны глаза - зеркало души, показывающее внутреннюю сущность человека. При лицевом повороте энергия направлена от кон- тура, лицо дает, выводит за себя. Флоренский сравнивает его с Солн- цем. И действительно, аналогия между фасовым портретом и солнечным принципом в астрологии достаточно очевидна. Профилем передается действие данного лица на внешний мир. Изобража- ется тут, собственно, не лицо как таковое, а функция его, его дея- тельность. Графически понятно это приурочение воли именно к профи- лю, поскольку тут требуется неуравновешенность самого контура. Из всех возможных поворотов, профильный дает наибольшую возможную осе- вую асимметрию и потому наиболее неуравновешен. В отношении профиля понятно, что он становится уместным всюду, где требуется выразить победу воли над средою. В профиль должны изображаться полководцы, герои, ораторы, захватчики. В профиль лучше всего видны органы воли и страсти - нос, подбородок, надбровные дуги. Перечисляя характер- ные особенности профильного портрета, Флоренский достаточно полно описал астрологический принцип Марса. Поворот в три четверти характерен для современного искусства. Иска- ние истины новый человек предпочитает истине. "Стремиться" новому человеку представляется оправданием жизни, независимо от наличия истины или лжи. Флоренский видит в трехчетвертном повороте переход от фаса к профилю. Но, поскольку он рассматривает такой переход как болезнь (с чем никак нельзя согласиться), то укажем лишь некоторые интерпретации изображения в три четверти. Это, во-первых, - попытка изобразить движение, и во-вторых, - попытка изобразить тело в объе- ме (которые неразрывно связаны друг с другом). Искание, стремление, да и просто перемещение в пространстве, так же как и пространствен- ный объем и течение времени, - атрибуты астрологического принципа Юпитера. В Древнем Египте изображение стоящего человека сочетало в себе все три "поворота", три грани его проявления, символизируемые тремя ог- ненными планетами. Причем повороты частей тела соответствуют каждый своей планете по той системе управления, которая была изложена в части 2 настоящей книги. Как видно на рисунке, египтяне изображали голову и таз, подчиненные Марсу, в профиль, а грудную клетку и глаз, которыми управляет Солн- це, - в фас. Трехчетвертного поворота древнеегипетское искусство не знало, но идею движения и объемности выражало положение ног, кото- рыми заведует Юпитер: ноги изображены в профиль, но не заслоняют друг друга, так как человек делает шаг вперед. Астрологические символы говорят сами за себя. Символ Марса - круг с направленной вбок стрелой - выражает активность (стрела) целого (круг), направленную на окружающую среду, так как направление стре- лы не выходит за пределы плоскости, в которой изображен символ. Это действительно профильное изображение. Символ Солнца представляет собой повернутый на 90 знак Марса: круг со стрелой, направленной на наблюдателя - фас. Этот символ до сих пор употребляется в научной литературе для обозначения стрелы, на- правленной на нас, перпендикулярно той плоскости, на которой изо- бражен; он выражает самодостаточную активность, не связанную с ок- ружающей обстановкой. Символ Юпитера не так подходит для наших рассуждений, но, поскольку нам важен в данном случае не строго планетарный принцип, а принцип "третьего огня", то мы вместо знака Юпитера используем знак управ- ляемого им Стрельца. Геометрически он представляет собой третий, "невозможный" поворот все того же круга со стрелой - "трехчетверт- ной" поворот. Это попытка выхода за пределы целого в третье измере- ние. /Глава "Три поворота..." основана на работе П.Флоренского "Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произ- ведениях". (Цит. по изд. М.: Прогресс, 1993)/ ___________________________________________________________________ Маслов С.В. PERPETUUM MOBILE НОВЫЙ ТЯНИТОЛКАЙ Заведующий редакцией И. Кальжанов Редактор А. Спирова Оформление и оригинал-макет Маслов С.В. М.: Академия Астрологии, ИЦА, 1996