Perpetuum mobile

Сергей Маслов

From: maslov_s@geocities.com

x x x

НОВЫЙ ТЯНИТОЛКАЙ __________________________________________________________________ Маслов С. В. PERPETUUM MOBILE. НОВЫЙ ТЯНИТОЛКАЙ.-М: ИЦА, 1996. - 128 с., илл. В этой книге на основе большого литературного и фактического мате- риала, утверждается значение астрологии как естественной и традици- онной основы миропонимания. В "Perpetuum Mobile" предложена основанная на астрологической симво- лике "двенадцатеричная логика" - достаточно простой и вместе с тем универсальный способ описания различных явлений. Эта часть книги предполагает знакомство читателей с основами астрологии. "Новый Тянитолкай" не требует знания астрологии. Эта работа посвяще- на планетарной символике человеческого тела и адресована самому ши- рокому кругу читателей. copyright Академия Астрологии, 1996 copyright Маслов С. В., 1996 copyright Маслов С. В. Оформление, 1996 copyright М.: ИЦА, 1996 __________________________________________________________________

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книгу Сергея Маслова "Perpetuum Mobile. Новый Тянитолкай" я прочел не отрываясь - она читается как увлекательная повесть. Хотя я зани- маюсь астрологией много лет, перечитал массу астрологической литера- туры, - но в этой книге я обнаружил для себя много нового и инте- ресного. В первую очередь это соотнесение структуры Солнечной систе- мы с пространственной геометрией человеческого тела в статике и в динамике. Здесь астрология оживает и символы астрологического языка становятся почти осязаемыми. Не менее интересен раздел, посвященный оккультным основаниям астро- логии. Как того требует настоящий оккультный подход, автор не огра- ничивается чисто схоластической логикой и интеллектуальными спекуля- циями. Он основывает свои выводы на широком спектре фактов и совре- менных - в том числе научных - знаний. И стиль изложения, и логика мышления, и насыщенность информацией, и обоснованность - все это выделяет книгу на фоне массовой, довольно серой околоастрологической литературы. Читать работу приятно - она написана очень хорошим, живым, образным языком. Можно поздравить автора с несомненной удачей, особенно если учесть, что это - литературный дебют. Ректор Академии Астрологии, Доктор Астрологии .........................../ Левин М. Б./ ___________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ:

1. PERPETUUM MOBILE

2. НОВЫЙ ТЯНИТОЛКАЙ 3. ПРИЛОЖЕНИЯ ___________________________________________________________________ Маслов С. В.

PERPETUUM MOBILE

___________________________________________________________________

1 PERPETUUM MOBILE

2 БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ АСТРОЛОГИИ 3 ДВОЙКА: ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ 4 ЧЕТВЕРКА: ЦИКЛ СТИХИЙ 5 ТРОЙКА 6 ДВЕНАДЦАТЬ: ТРИ СТАДИИ ЦИКЛА СТИХИЙ 7 НАЧАЛО ОТСЧЕТА 8 АСПЕКТЫ 1. Аспекты огня с землей 2. Аспекты Огня с Водой 3. Аспекты Огня с Воздухом 9 СЕМЕРКА 10 ТРИ УРОВНЯ В ПЛАНЕТНОМ ОПИСАНИИ МИРА 11 ИСТОЧНИКИ __________________________________________________________________

PERPETUUM MOBILE

Вечный Двигатель, Уроборос - сказочный змей, кусающий свой соб- ственный хвост, - символ необходимости и, одновременно, - невоз- можности понять мир и его эволюцию, не пользуясь искусственными точками опоры. "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!.." Но мир находится в непрестанном вращении - и при этом без какой-либо точ- ки опоры. Философия тщетно пытается найти конечные причины при помощи науки, ведь наука может ответить лишь на вопрос: "Как?", а философия спрашивает: "Почему?". В своих поисках Основы Основ философия либо оказывается над бездной небытия и бессмысленности, либо приходит к Богу. Но и Бог - не ответ на вопрос философа о пер- вопричине, Бог - ответ на вопрос верующего, а верующий и философ - две большие разницы, даже если соединены они в одном человеке. Поэтому единственным выходом для ищущего причин разума может быть замыкание на себя цепи причин и следствий - попытка поймать собственный хвост. Примером такого миропонимания может служить древняя модель циклического Времени: "все возвращается на круги своя". К сожалению, эта модель не может удовлетворить современного человека, так как она статична, отрицает становление, а значит, и само Время (в его нынешнем понимании). Нам не удастся найти ответ во внешнем мире - его придется искать в самом вопросе. Как ни удивительно, но самыми субъективными наука- ми XX века стали самые объективные - физика и астрономия. Именно они, дойдя до предела объективности, столкнулись с необъяснимым - с безразмерными константами, то есть просто с числами, играющими решающую роль в уравнениях, описывающих свойства Вселенной. Не- объяснимым (или, наоборот, все объясняющим - смотря как подойти) было то, что эти константы имели по непонятной причине именно та- кие числовые значения, которые обеспечивали саму возможность суще- ствования обитаемых миров и человека (или другого существа, способ- ного задавать какие-либо вопросы). Так в недрах физики и астрономии зародилось то, что назвали Антропным принципом. Антропный прин- цип фактически на все человеческие "Почему-мир-устроен-именно- так-а-не-иначе?" отвечает: "А-если-бы-иначе-то-некому-было-бы- спрашивать!" ...Итак, мы на новом уровне и с новым пониманием того, что теперь уж не отвертеться, возвращаемся к избитой формуле: "Познай самого се- бя!" И, исходя из требования Антропного принципа к Вселенной быть домом для человека, можно попытаться найти решение обратной зада- чи - а что в человеке требует от Вселенной именно таких условий для его существования, то есть - что делает человека человеком, что это вообще такое - человек? Эта связка: "Вселенная - Антропный прин- цип - Человек" может указать путь к одновременному (а иначе не по- лучится) решению вопросов: "Что такое пространство?", "Что такое время?", "Что такое человек?" - и им подобных. Кстати, Эренфест, следуя здесь за Кантом, довольно убедительно показал, что именно трехмерное, а не какое-либо иное пространство удовлетворяет Антроп- ному принципу, так как лишь в трехмерном пространстве возможны стабильные планетарные системы (или другие, устроенные по тому же принципу - интегрирующий Центр и обращающиеся вокруг него пе- риферические элементы). Трехмерность не только и не столько косвен- но удовлетворяет Антропному принципу, предоставляя человеку для обитания планету с обогревающим ее Солнцем. Трехмерность напря- мую связана с возможностью существования человека как индивиду- ального, концентрического существа - аналога Солнечной системы. Именно этот индивидуальный, солнечный, эгоцентрический принцип мы и положим в основу определения понятия "человек". Для нас чело- век - это прежде всего "точка зрения", позиция, начало отсчета: назад - в дочеловеческое и вперед - в надчеловеческое. Исходя из такого понимания человека, мы попытаемся помочь Уроборосу покрепче ух- ватить себя за хвост, попробуем смастерить свой Вечный Двигатель.

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ АСТРОЛОГИИ

Первый принцип - изначальное Единство Мира. Реально сущест- вующим признается только Мир как целое (в отличие, скажем от науки, которая оперирует лишь с искусственно выделенными системами и объектами). Все, что порождается делением мира на составные части, обладает условной реальностью - все это реально до тех пор, пока мы помним о Единстве. Из принципа Единства вытекают, через его услож- нение, остальные принципы: Подобия, Иерархии и Целостности. Принцип Подобия утверждает, что части, полученные при делении Единого, с необходимостью будут подобны друг другу (форма этого подобия следует из способа, каким мы поделили Мир). Самые общие деления Мира - внешнее и внутреннее, верх и низ и тому подобное. "Что находится внизу, тождественно с тем, что находится вверху, и обратно, то, что находится наверху, тождественно с тем, что находится внизу, и все чудеса происходят по одному закону", - гласит "Tabula Smaragdina". Это представление носит название закона Аналогии. Принцип Иерархии говорит о том, что в устройстве Мира можно вы- делить последовательную систему уровней или планов бытия. Относи- тельно каждого уровня можно определить свои верхний и нижний уровни - то есть, находясь на каждом уровне бытия, мы, вместе с тем, принадлежим и еще двум уровням - предыдущему и последующему. Закон, связывающий уровни: целое предыдущего уровня является эле- ментом последующего. Для примера - человек (биологический орга- низм) состоит из клеток, но не сводится к их сумме; общество (социальный организм) состоит из людей, но также не сводится к их сумме. Таким образом, человек, помимо индивидуального уровня, во- влечен в биологический (то, из чего он состоит) и социальный (как со- ставная часть) уровни. Такое представление мы встречаем практически во всех "диалектических" учениях - начиная от традиционных и за- канчивая марксизмом (формы движения материи). Принцип Целостности говорит о том, что принципы Подобия и Ие- рархии управляют лишь Целостными явлениями, которые в каком-то смысле равнозначны Миру в целом (самый привычный образ: человек как микрокосм).

ДВОЙКА: ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ

Главным достижением современной науки и основной особенностью, выделяющей ее среди других видов знания, является привязанность к одному определенному уровню бытия, одной системе координат. Это как бы изображение мира в прямой перспективе - то есть взгляд из одной конкретной точки. Каждый план бытия состоит из элементов, присущих этому плану, и законов, связывающих эти элементы. Наука должна строго определить, что является элементом, атомом в ее описа- нии мира, и установить законы. Такой способ познания дает ответ на вопросы "Что?", "Как?", "По каким законам?". Знание, не выходящее за пределы одного уровня, мы здесь будем называть "горизонтальным". На вопросы "Почему?" (например: "Почему тела притягивают друг друга?") наука принципиально не отвечает. А если отвечает, то либо ответ является тавтологией (поскольку в неявном виде содержится в исходных предпосылках или аксиомах), либо наука перестает быть чис- той наукой и заползает на чужую территорию, используя прием редук- ционизма - объяснения более высокого плана более низким. Так, пси- холог может попытаться объяснить плохое настроение несварением желудка, или историк может объяснять войну стремлением полковод- цев к славе, а солдат к наживе. Редукционизм - следствие слабости, бессознательная попытка уйти от решения проблем своей науки. Но если попытка объяснения одним уровнем бытия другого делается соз- нательно на основе закона аналогии и без сведения (редукции) высшего уровня к низшему, то она имеет полное право на существование. Одна- ко это уже не научное мышление, а символическое. Символ (от грече- ского слова sumballo - связываю, составляю, соединяю) - то, что связывает по закону аналогии разные планы бытия. Символ устанавли- вает вертикальные связи между горизонтальными планами. Это пред- ставление будет основополагающим в нашей работе. Итак, первое и главное разделение мира - на вертикальное и горизонтальное. Поскольку классическая наука, занимающаяся горизонтальной состав- ляющей бытия, прочно утвердилась в миропонимании последних веков, мы уделим некоторое внимание вертикальной составляющей, которая остается в тени современного представления о мире. Проблемами вер- тикальных связей обычно занимаются философы, следующие традици- ям символизма. Мне близки взгляды таких мыслителей, как Плотин, Шопенгауэр, Шпенглер, Карсавин, Флоренский, Эрн, Башляр. У этих авторов мы видим раскрытие идеи "вертикального" движения, не сво- димого к простым и обратимым перемещениям в горизонтальных пла- нах. Так, например, Эрн в "Идее катастрофического прогресса" выделя- ет движения "прерывные" и "непрерывные" (соответствующие нашим вертикальным и горизонтальным). Непрерывные движения, по Эрну, "будучи, по существу, эмпирическими, подчиняются условиям времени и пространства, обусловлены законом причинности, принадлежат "нашему" феноменальному миру... Закон их роста понятен эмпириче- скому уму, рационален..." Прерывные же - "их прерывают, переводят на качественно новую ступень... Эти перерывы иррациональны, ... мис- тичны" [23]. Интересно, что близкое нашему разделение на горизон- тальное и вертикальное сохранилось в названии осей - абсцисс (abscido - "отрезаю, отделяю" - ось отрезков, кусков, предметная и измеряемая ось) и ординат (порядков, этажей, уровней). Асимметрию времени описывают вертикальные стихии. Асимметрия времени всегда представлялась парадоксальной. С одной стороны, она очевидна и необходима, симметричное время не было бы временем. С другой стороны, описать различие между прошлым и будущим, ис- пользуя обычный язык, а тем более формальный язык науки (язык го- ризонтальных стихий), невозможно. Второй парадокс заключается в том, что асимметрия времени на языке горизонтальных стихий может быть описана с использованием представлений о сложных и дифферен- цированных структурах с одной стороны и об однородном хаосе с дру- гой. Парадокс здесь заключается в том, что необратимости времени соответствуют два противоположных процесса - нарастание энтропии, разложение сложного и эволюция, усложнение структур и организмов. Огонь и Вода символизируют два разных времени. Время Огня - бу- дущее, там находится цель стремлений, вершина эволюции, светлое будущее, страшный суд, воскресение, рай и так далее - то есть, точка отсчета, причина (целевая). Здесь господствует телеология, свобода воли. Недаром будущее время часто образуется через добавление вспо- могательного глагола "хочу" (например в церковнославянском - "хочу быти" или в английском - "will be"). Преобладающие эмоции - оптимизм, устремленность, желание, экспансивность. Время Огня описывает эволюцию, дифференциацию, рост, жизненный порыв (витализм). Такое мировосприятие характерно для молодости: все луч- шее впереди. Время Воды имеет точку отсчета в прошлом - там был Золотой век, там жили великаны, герои, там остался идеал человека и общественного устройства, райские кущи, молочные реки с кисельными берегами. И все это постепенно разрушается, пожирается молью, покрывается пле- сенью, порастает быльем. Основной модус такого времени - облада- ние: прошлым мы обладаем, а к будущему стремимся. Эмоции Воды: грусть по прошлому, желание сохранить то, что имеешь, залатать рас- ползающиеся лохмотья, склеить черепки. Время Воды утекает сквозь пальцы. Это "старческое" время соответствует Второму закону термо- динамики. Каждое поколение, старея, видит, что мир стал хуже, чем был в его молодости: нравы портятся, рушатся устои... Хотя, если взять больший промежуток времени - все вроде бы происходит наоборот: торжествует прогресс и эволюция. Интересно, что наука, стремясь быть объективной, сделала человека простым наблюдателем и упразднила телеологию (время Огня). Пас- сивный наблюдатель, каковым является экспериментатор в лаборато- рии, естественно наблюдает торжество второго закона термодинамики - как все стареет, рушится, превращается в хаос.

ЧЕТВЕРКА: ЦИКЛ СТИХИЙ

Четверичность есть архетип почти универсального явления. Он фор- мулирует логическую основу для любого цельного суждения. Если кто- либо желает вынести такое суждение, оно должно иметь этот чет- веричный аспект". К. Г. Юнг [24] В западной астрологии традиционно рассматриваются четыре стихии: Огонь, Земля, Воздух, Вода. К вертикальным стихиям мы относим Огонь и Воду, представляющие, собственно, две стороны одной медали - цикла качественной трансформации. Они отвечают за переход с од- ного уровня на другой. Вместо вертикальной черты креста можно на- рисовать кольцо, в котором выделены две стороны - передняя и зад- няя, восходящая и нисходящая, выражающие эволюцию и инволюцию, пассивную и активную стороны трансформации. К горизонтальным стихиям мы относим Землю и Воздух. К ним отно- сится, собственно, все, что можно описать словами (Земля), и сам язык описания (Воздух). Земля - это объект, элемент, атом, плотное тело. Воздух одновременно выражает и разделяющий и связующий принцип - это расстояния между объектами, дающие им возможность переме- щения в пространстве, изменения без трансформации и ломки, само это пространство, а также абстрактные законы, описывающие положения тел в пространстве. Мы в дальнейшем будем как синоним Воздуха ис- пользовать слово "пространство" в значении пространства возможно- стей, того, что дает возможность многообразия. Воздух - язык описа- ния объектов (то есть Земли), оперирующий ими как своими элемента- ми. В динамике четыре элемента составляют основу четверичного цикла, выражающего сущность любого элементарного акта. Напомним, что четыре элемента порождаются через дробление Единого, поэтому со- ставляют неразрывное целое и по отдельности не имеют смысла. Поскольку вертикальные стихии можно представить только через то трансформирующее влияние, которое они оказывают на горизонталь- ные, мы начнем описание цикла стихий с Земли, как исходной точки. Земля - это то, что мы имеем в начале: неосознаваемое целое, знание без сознания, бессознательная установка, то, что не имеет частей - абсолютно жесткое тело, которое не может быть изменено иначе как разрушено. Пользуясь геометрической аналогией, это - исходная Точка. Огонь вводит новое измерение - он "развертывает", разворачивает (e- volutio, de-velopment) эту точку, безразмерную целостность, в линию. Огонь представляет активный, трансформирующий (Землю) принцип. Сам по себе он не поддается рациональному описанию, но мы можем описать следствие его действия на Землю - как бы превращение части ее в Воздух. Огонь разрушает, разделяет, дифференцирует Землю, раз- дирает монолит на части, аналогичные исходной точке. Таким образом, мы получаем развернутую Линию с движущимися в ней точками. Само одномерное пространство этой Линии, "пустые" расстояния, выражаю- щие свободу перемещения, и сами перемещения мы называем Возду- хом. Еще раз напомним, что для образования "расстояний" необходима энергия, усилие - то есть Огонь. Воздух представляет любую абс-тракцию (от-влечение), и поэтому к нему относятся такие понятия, как мысли (абстрагированные, задер- жанные действия), со-знание, как знание со стороны, и так далее. Вода совершает "действие", обратное действию Огня, - превращает Воздух в Землю (но уже следующего уровня). Это мертвая вода из ска- зок - ис-целяет, во-площает, возвращает целостность и единство раз- дробленному Воздуху. При этом ее "действие" отрицательно - она ограничивает дифференцирующий порыв Огня, ограничивает бесчис- ленные степени свободы Воздуха во имя целостности следующего уровня (в нашем случае с разрезанным на кусочки Иванушкой мертвая вода ограничивает самостоятельные перемещения кусочков ради обес- печения целостности Иванушки). Это самоограничение во имя гармо- нии. Вода обращает абстрактные связи Воздуха в жесткие конкретные связи Земли (то есть связи в прямом смысле этого слова - веревочки, шестеренки, привычки, инстинкты и так далее). Эти связи уже не осоз- наются и действуют автоматически. К Воде относятся такие процессы, как по-нимание, во-ображение. То, что понято, принято внутрь как составляющая часть, перестает осознаваться - то есть Воздух стано- вится Землей. Вода означает также адаптацию в том смысле, что закре- пляет приобретенные навыки, воплощает воздушные осознаваемые связи. Они уходят в бессознательное, становятся привычкой, стереоти- пом, установкой - то есть Землей нового цикла. Полученная таким образом новая Земля адаптирована к тому Огню, с которого мы начали, то есть он ее не разрушит, не вызовет трансформации. Так, вращение ручки не меняет швейную машинку, а лишь приводит ее части в согла- сованное движение. Для новой трансформации нужен новый Огонь - Огонь нового цикла. У Георгия Гачева [7] есть интересный математический образ четверич- ного цикла. Он, исследуя Аристотелевское представление о четырех причинах, находит им соответствие в выражении [a/b=]: (а) - материальная причина - Земля (-) - деятельная причина - Огонь (b) - формальная причина - Воздух (=) - целевая, энтелехия - Вода Гачев пишет: "Все операции, действия, преобразования - работа и сфера огня; берется как твердь нечто данное от бытия, натуральное, тело (а), b - знаменатель, значение, дух. И все это ведет к результату - производит движение, течение, цель. И это - область воды". Здесь мы видим, что горизонтальные стихии - то, с чем (а) и какая (b) про- водится операция, а вертикальные - это само оперирование (-) и по- лучение (понимание, восприятие) результата (=). После этого равенства нам следует поставить уже А следующего порядка - начало нового цикла. При описании познавательного процесса мы употребляем в основном термины, отражающие сущность Воды: вос-приятие, у-своение, ад- аптация, по-нимание, во-ображение. Это связано с господством созер- цательного, пассивного, рефлектирующего мировоззрения. Мы концен- трируемся на воздействии на нас объектов, внешнего на внутреннее, опуская при этом сам предшествующий процесс про-ектирования, объ- ектирования (по-русски пред-метания), создания пространства, рас- стояния до объекта восприятия. Как пример активной установки можно привести существовавшее в античности представление о свете, исходя- щем из глаз, считающееся теперь нелепым. Но не менее нелепым явля- ется и принятое в наше время представление о том, что мы видим свет, входящий в наши глаза (это ясно показано Гибсоном в [8]). Что бы ни говорили психофизиологи, мы видим не световые стимулы на сетчатке, а объекты, находящиеся не внутри нас, а на вполне определенном рас- стоянии. И то, что создает это расстояние, выбрасывает, объектирует, мы называем Огнем, исходящей энергией, которая может быть пережи- ваема как усилие (или насилие) в новой ситуации, требующей адапта- ции. Соотнося четверичный цикл с дыханием, мы ставим в соответствие выдоху, как направленному вовне, - Огонь, а вдоху - Воду. На выдо- хе снижается наша восприимчивость, на вдохе она усиливается, а серия резких выдохов - прекрасный способ быстро поднять тонус. Земле и Воздуху соответствуют задержки дыхания на выдохе и вдохе. Задержки заставляют мир "остановиться" на определенном уровне, стабилизиру- ют, удерживают его в одном плане реальности. При их помощи дыха- ние может "рационализироваться" (например - речь, как организован- ный (задержками) выдох). Дыхание, в котором присутствуют лишь вертикальные стихии (то есть без задержек), называется связным. Его используют в ребефинге для изменения состояний сознания. При связ- ном дыхании мир как бы "плывет", не имея опор в виде задержек дыха- ния. Некоторые исследователи указывают также, что связное дыхание характерно для существ, не отягощенных бременем разума (животных, детей, слабоумных), а также для ситуаций трансформации (неконтролируемая паника, половой акт). Известно также, что связное дыхание усиливает эмоции, которые мы понимаем как переживание работы трансформирующих стихий, - движение через границы внеш- него и внутреннего. Задержки дыхания, напротив, укрепляют эти гра- ницы, контроль над дыханием является основным способом контроля эмоций. Таким образом, Огонь и Вода представляют круг трансформации (сама этимология слова "огонь" - agnis, ignis - живой, подвижный). Они отвечают за переход с плана на план и отражают такие явления, как рождение, инициация, смерть, эволюция и инволюция. В ритуалах, на- правленных на символическое подчеркивание трансформации, переход на новый качественный уровень, как правило, используются огонь или вода (сожжение жертвы как символ смерти и возрождения, крещение водой). Огонь и Вода отражают асимметрию Правого и Левого. Исследования асимметрии полушарий и различий между правшами и левшами во многом согласуются с традиционными представлениями, а также с на- работками НЛП [19] (слева - прошлое, то есть то, что мы вспоминаем, а справа будущее - то, что мы конструируем). Деятельность левого полушария - "правая" деятельность (так как левое полушарие управ- ляет правыми органами тела) - аналогична работе Огня и направлена вовне. Ее сфера - психомоторная. Задача - программирование и реа- лизация двигательного поведения, речи или основанных на ней мышле- ния, абстрактного познания, анализ, дифференциация. Деятельность правого полушария аналогична работе Воды и направлена внутрь. Ее сфера - психосенсорная. Задача - восприятие и чувственное познание внешнего мира и себя в нем, синтез. Если левое полушарие - дневное, направленное на внешнюю деятельность, то правое - ночное, творя- щее сновидения, ведающее символами бессознательного. Эмоции лево- го полушария - оптимизм, эйфория, двигательное беспокойство. Эмо- ции правого - тоска, депрессия. Результат деятельности левого - по- строение абстрактных, дискретных, логических вербальных конструк- ций (Воздух). Результат работы правого - синтетическое, цельное невербальное восприятие (например - восприятие музыки), воображе- ние. Любовь, эротические грезы относятся к правому полушарию, а разделение полов и идентификация себя и объектов своих сексуальных притязаний с определенным полом - к левому. Есть данные в пользу важной роли правого полушария в регуляции внутренней среды, гомео- стаза, иммунной системы, а также в формировании адаптивно- поведенческих способностей. В связи с тем, что мы рассматриваем огонь как самопроявление, а воду как адаптивное самоограничение, интересно проиллюстрировать и не- много раскрыть это положение цитатой из статьи Вяч. Вс. Иванова "Высшие формы поведения человека в свете проблемы доминантности полушарий". "В очень гипотетической форме можно было бы предпо- ложить, что, в частности, самоубийство и фрейдовский "инстинкт смерти" можно связать с правым полушарием. Самоубийство - пре- дельный случай, который с этой точки зрения можно описать как убий- ство правым полушарием левого." Он также соотносит фрейдовский "Эрос" с левым полушарием, а "Танатос" - с правым [10]. _________________________________________________________________ Левое полушарие - Правое полушарие _________________________________________________________________ Вербальное, фантазирующее - Невербальное, критикующее Последовательная обработка - Одновременная обработка Дискретные - Непрерывные Рациональные - Интуитивные Западный техницизм - Восточный мистицизм Индуктивная обработка - Дедуктивная обработка Восприятие абстр. признаков - Восприятие конкретных признаков Аналитическое восприятие - Синтетическое восприятие Восприятие времени - Восприятие пространства Будущее - Прошлое Психомоторная сфера - Психосенсорная сфера речь, мысль, действия восприятие (чувственное (абстрактное познание) познание) Оптимизм, эйфория, - Тоска, депрессия, сознательное бессознательное _________________________________________________________________ Здесь следует добавить, что "нормальный", асимметричный человек - это идеальный правша. Идеальных левшей (у которых во всех парных органах доминируют левые) в природе не бывает. Нормальные левши в целом менее асимметричны, имеют менее жесткую "схему тела", чем правши, а в патологии дело доходит до полной потери асимметрии, включая способность видеть то, что находится за спиной, или за стеной, или в будущем. Под конец приведем еще один пример из трансперсональной психоло- гии [12]. Базовые Перинатальные Матрицы С. Грофа (БПМ) хотя идут и не совсем в том порядке, что наши стихии, тем не менее во многом аналогичны им. БПМ-I, описывающая состояние плода в матке и называемая еще мат- рицей "океанического экстаза", соответствует Воде - стихии, отве- чающей за единство и гармонию. БПМ-II описывает состояние плода в момент начала схваток, когда родовые пути еще закрыты. Эта матрица соответствует негативной стороне символики Земли (так как в ней практически не учитывается чувство опоры, даваемое Землей) - здесь происходит первое, пассивное столкновение с границей, с формой во- обще. БПМ-III - прохождение по родовым путям - матрица "вулканического экстаза" - соответствует Огню в его столкновении с Землей, т.е. активному преодолению формы. И, наконец, БПМ-IV - матрица смерти и нового рождения, основными переживаниями кото- рой являются чувство свободы, отсутствия опоры и границ, - соответ- ствует Воздуху. Хотя и в нашем описании и у Грофа Земля предшествует Огню, в из- вестном смысле можно описать процесс и наоборот. Ведь без первона- чального импульса - Огня, сил роста и экспансии мы бы никогда не столкнулись с Землей и проблемами ограничения второй матрицы. Ес- ли цыпленок не сделает попытки пробить скорлупу и выбраться на свет, он никогда не узнает о том, что жил в темнице (в яйце), а просто умрет, отравленный собственными испражнениями (то есть оставаясь в преде- лах БПМ-I и, соответственно, Воды). Некоторые исследования позво- ляют предположить, что аналогичная ситуация имеет место и в случае рождения человека - плод сам инициирует начало схваток, выделяя определенные гормоны.

ТРОЙКА

Тройка получается из прибавления к двойке единицы и является пер- вым (не считая единицы) нечетным числом. Она выражает принцип объединяющий, центрирующий, видящий и оценивающий неопреде- ленную двоицу. Тройка находит выражение в троичности времени, что связано с представлением о его линейности и топологическим опреде- лением размерности (настоящее соприкасается с одной стороны с про- шлым, а с другой - с будущим, которые заслоняют собой все осталь- ное). С троичностью времени тесно связана трехмерность пространства, но об этом мы будем говорить дальше. Сама же трехмерность про- странства имеет свой корень в "центричности" человеческого сущест- вования. Как было доказано Эренфестом, который следует здесь за Кантом, только в трехмерном пространстве возможны устойчивые кон- центрические системы, подобные Солнечной, служащие условием жиз- ни (в нашем о ней представлении). В более широком смысле это отно- сится и к человеку, который подобен миру в целом. Трехмерность про- странства является фундаментальной константой, удовлетворяющей антропному принципу (то есть условием sine qua non для самого суще- ствования человека) и, соответственно, дающей возможность задания вопроса "Почему пространство трехмерно?". Если четверичный цикл является в известном отношении "объективным", то троичный - субъективен в том смысле, что отража- ет восприятие центральной компонентой какой-либо дихотомии (подразумевается причастность центральной единицы к этой поляриза- ции). Поэтому троица либо оценочна (добро - жизнь - зло), либо направленна (прошлое - настоящее - будущее). Блаженный Августин, рассуждая о Троице, указывает на такие три свойства, которые, по его мнению, и составляют неразрывное единство - жизнь. Вот эти три свойства: "быть, знать, хотеть". На наш взгляд, данная формула хорошо отражает природу троичного цикла. В ней "быть" - центральный элемент, аналогичный настоящему, "знать" - отражает фундаментальное свойство прошлого (или внутреннего), основу нашей самоидентификации, "хотеть" - направлено вовне, в будущее, к определенной цели. "Если число "четыре" оказалось наибо- лее подходящей моделью для символизации внешних величин, то "три" оказалось числом, связанным с внутренним, или вертикальным поряд- ком вещей" [13]. Тройка символизирует также три доступных нашему пониманию уров- ня - предыдущий, элементы которого составляют в целом индивиду- альность; тот уровень, на котором мы находимся, - индивидуальный; третий - последующий, где мы являемся составными частями. Это представление мы и будем разворачивать в следующем параграфе.

ДВЕНАДЦАТЬ: ТРИ СТАДИИ ЦИКЛА СТИХИЙ.

Теперь мы рассмотрим двенадцатеричный цикл как четверичный в трех доступных нашему пониманию планах. Мы будем опираться в нашем описании на горизонтальные стихии, и прежде всего - на Землю (на что же еще опереться?). Значение же вертикальных можно понять лишь из соотнесения с горизонтальными, которые они трансформируют. 1. Итак, исходным материалом первого цикла служит Телец. Это мо- нолит, абсолютная неразделимая потенция, материальная база, капи- тал . Телец представляет абсолютно жесткое тело, чистую, неразделен- ную материю, единственным свойством которой является инертность - то есть сопротивление любому воздействию. Таким образом, любое воздействие, направленное на Тельца, либо не приводит ни к чему, либо вызывает его разрушение. Телец имеет размерность, равную нулю, так как в нем отсутствуют пустоты, отсутствует многообразие и возмож- ность движения. Иными словами, Телец - геометрическая точка, син- гулярность. Исходя из такого понимания Тельца, опишем задачу Овна. Она состоит в том, чтобы просто раздробить, взорвать монолит Тельца, создать одномерное многообразие с возможностью движения. Овен разворачивает точку Тельца в линию. Свободу движения в этой линии - пустоты, возможность движущимся элементам находиться в том или ином месте, уравнения этих движений, абстрактные связи между эле- ментами, расстояния - выражают Близнецы. Близнецы как таковые с незапамятных времен иллюстрируют парадокс пространства - возможность совершенно одинаковых объектов не быть при этом одним и тем же объектом (в противоположность пара- доксу времени, где совершенно разные объекты - например, ребенок и старик - могут быть одним и тем же объектом!). Близнецы - Первый воздух, символизирующий просто разделенность, возможность, под- вижность как таковую. При этом, если Овен символизирует "просто действие, то Близнецы символизируют пространство всех возможных действий, без оценки того, полезны они или пагубны. Рак осуществляет адаптацию к движению, порожденному Овном: он ограничивает число возможных действий лишь полезными или, по крайней мере, безопасными. Например - выйти из комнаты через окно столь же возможно, как и через дверь, но если эта комната не на первом этаже, то такая возможность к добру не приведет. Таким образом, ог- раничивающая, адаптивная деятельность Рака направлена на создание и закрепление в виде привычек и умений таких связных цепочек дейст- вий, которые удовлетворяли бы критерию полезности и безопасности, то есть на подготовку рождения Девы - Земли следующего цикла. Первый цикл начинается Огнем и заканчивается Водой, принадлежа- щими к Кардинальному кресту. Их общность и противонаправленность можно проиллюстрировать теми ассоциациями, которые вызывают названия знаков. Овен - баран - животное, которое идет напролом и только вперед, недаром в старину боевые тараны увенчивались медной головой барана . Рак, в нашем понимании, существо, которое пятится назад, в свой дом - раковину. Коротко повторим изложенное: Кардинальный Огонь (Овен) диффе- ренцирует, приводит в движение Фиксированную Землю (Тельца), пре- вращая ее в мутабельный воздух (Близнецы). Кардинальная Вода огра- ничивает действие Огня для создания целостности нового порядка, она действует как отвердитель, превращая Мутабельный Воздух (Близнецы) в Мутабельную Землю (Деву), то есть, возможность - в реальность, которая всегда уже круга возможного. Из вышесказанного следует, что динамическую сущность цикла в це- лом отражают трансформирующие стихии, которые, кстати, принадле- жат при этом одному кресту. Земля частично принадлежит еще и пре- дыдущему циклу, а Воздух - также и последующему. 2. Итак, в результате работы первого цикла мы получили одномерную Землю - Деву, которая символизирует определенные умения, привыч- ки, повадки, устоявшиеся поведенческие стереотипы, закрепленные в бессознательном (на уровне Близнецов они были знаниями, были осоз- наваемы, но не усвоены как вторая натура - привычка). Достоинство Девы - умение правильно осуществлять отдельные поведенческие линии, без оценки того, дурное это поведение или похвальное (так, если это деятельность маньяка - расчленителя трупов, то расчленение должно быть произведено со всей возможной аккуратностью и без на- рушений технологии). Хорошая иллюстрация символики Девы и ее одномерности - детские задачки типа нахождения пути в нарисован- ном лабиринте или перепутанном клубке линий. Дева адаптирована к энергии Овна, то есть его энергия может найти себе выход в работе, которую производит Дева, без ее трансформации. Дева - практическая деятельность, не ведающая ни иерархии, ни целей (тех, которые оправ- дывают средства). Дева не движется в иерархии - втором измерении. Это - работник, перефразируя Г. Башляра, это ""Homo Faber" - чело- век линии, для него окружность не имеет центра". На линии нет и не может быть выделенных мест, все ее элементы равноправны (если ис- пользовать физическую аналогию, в одномерном пространстве, скажем, сила притяжения или поле электрического заряда не зависит от рас- стояния, поэтому, даже если представить на линии такой тяготеющий центр, то удаленность от него не играет никакой роли - он равно при- тягивает и согревает все точки бесконечной линии). Таким образом, для Девы нет пространства отношений, так как нет выделенного центра, который бы служил точкой отсчета. Дева не адап- тирована к движению в иерархии. Поэтому энергия Льва трансформи- рует ее. Лев, как Фиксированный Огонь, не вызывает движения, но увеличивает размерность. Линию Девы он разворачивает в поверхность с выделенным центром - "Я" и концентрической системой координат (это слово "co-ordinare" - "со-подчинять" здесь особенно уместно). Каждая окружность подобна линии Девы и соответствует определенной ценности, значимости находящихся на ней точек (чем дальше от центра - тем меньше значимость). Установление такой системы отсчета при- водит к образованию радиальных связей типа "отношение" или "оценка", говорящих о расстоянии между "Я" и другими элементами пространства. Возникает свобода перемещения в пространстве отноше- ний и ценностей, возникает (пока еще абстрактно) иерархическая сис- тема. Пространство возможных отношений символизируется Весами, иллю- стрирующими всю гамму возможных отношений и их изменений. С точки зрения Весов, элементы пространства отношений могут как при- ближаться, так и отдаляться, вплоть до полной утраты ценности. Скор- пион ограничивает свободу отношений, перемещения в пространстве отношений, порождаемые Львом. Он отбирает лишь социально прием- лемые отношения, увязывает все возможные и противоречащие друг другу ценностные значения в единую систему ценностей - в иерархи- ческую систему - будь то социум или система миропонимания. Таким образом, деятельность второго цикла порождает Землю третьего - Козерога. Свободные в своем волеизъявлении индивидуальности (Лев) договариваются между собой (Весы) об ограничении этой самой свободы самоизъявления (Скорпион) ради объединения в государство и достижения общего согласия (Козерог). (Здесь я вольно изложил пред- ставление времен французского Просвещения о том, как возникает го- сударство.) Весы могут предложить бесчисленное множество различ- ных договоров и их толкований, а Скорпион должен выбрать единст- венный действительно справедливый для его воплощения и соблюде- ния. К сфере Льва относится творчество - как распространение себя и сво- их ценностей на внешний мир, игра - как сознательное вольное поро- ждение правил. Лев - царь зверей, животное с огненной гривой и громогласным ры- ком; это тот, кто восседает на троне, главное - чтобы все его видели (и не беда, если из-за слепящих софитов он со своего пьедестала, со сцены почти не видит того, что происходит вокруг). Лев должен служить эта- лоном, точкой отсчета, озарять мир и наполнять его смыслом (своим). Скорпион символизирует обратное - необходимость самоограничения в волеизъявлениях. Не случайно бытует поверье, что скорпион жалит сам себя, что это единственное животное-самоубийца. Другое живот- ное, относящееся к этому знаку - Орел - царственное, как и Лев, но, в противоположность Льву, которого все видят, это птица, парящая высоко над миром, откуда ей все видно, и обладающая при этом очень острым зрением. Совершенно не обязательно, чтобы Орла кто-то видел, главное - что он видит все. Орел - символ справедливости. Это справедливый и мудрый халиф из арабских сказок, который для того, чтобы узнать правду о жизни своего народа, переодевается простолю- дином и бродит, никем не замечаемый, по улицам - и смотрит. 3. Итак, мы переходим к третьему циклу и третьей Земле - Козерогу - воплощенной системе ценностей, иерархии. Козерог адаптирован как к "горизонтальным" перемещениям, так и к вертикальным - пере- мещениям в иерархии. Козерог - мыслеформа, воплощенная идея. Козерог представляет вершину материальной эволюции. Это целост- ность стереотипа, точки зрения, парадигмы, идеологии. Козерог во- площает мечту науки нового времени - увидеть мир во всех его дета- лях и взаимосвязях с одной конкретной точки зрения, привязанным к определенной системе координат. Это картина мира, написанная по правилам прямой перспективы. Козерог не знает лишь такой мелочи, как перемещение самой точки зрения, перемещение точки отсчета (или, что то же самое - их множе- ственности). Этим перемещением занимается Стрелец. Стрелец подоб- но Сизифу выражает неудающуюся попытку развернуть третье измере- ние. Он вызывает перемещение "Я" - точки зрения. Для Стрельца ха- рактерно существование как минимум двух выделенных точек зрения - собственной и той, к которой он стремится, испытывает интерес (inter-esse - "существование между"). Эти две точки - "Я" и "Цель", которая находится вне меня. В идеале Стрелец (вместе с Рыбами) дол- жен был бы создать божественную "Сферу Паскаля", центр которой везде, а предел - нигде. Но реально третье измерение не разворачива- ется полностью, а происходит как бы "соскальзывание во время", под- глядывание в щелку за вечностью. Тем не менее, Стрелец создает про- странство для свободного изменения точек зрения, но это не чистое пространство, а гибрид со временем, ведь путь, связывающий различ- ные точки зрения, возможен (для отдельного человека) лишь во време- ни. Человек, именно потому, что он отдельный, индивидуальный чело- век (то есть принадлежит среднему - второму циклу) не может нахо- диться на нескольких точках зрения одновременно (что предлагает нам Водолей). Поэтому реально деятельность Стрельца приводит к путеше- ствиям, вниманию к авторитетам (перенесению точки зрения вовне), движению к цели, как внешней точке отсчета. Если для покоящегося Льва мир вращается вокруг "Я", то для перемещающегося Стрельца (Мутабельный Огонь) мир вращается вокруг точки фиксации взгляда. Стрелец разрушает стереотип Козерога и дает жизнь Водолею. Воз- можность изменения точки зрения имеет своим следствием их равно- правие. Водолей - пространство всех возможных точек зрения, спосо- бов видения мира. Как я буду видеть мир из соседней комнаты? Как я буду его видеть через десять лет? Как видит мир житель Австралии? А бабочка? А марсианин? Или опять-таки я сам, приняв наркотик? Поли- центризм, плюрализм Водолея не могут быть адекватно адаптированы, ибо "плюрализм в одной голове - это шизофрения". Смещение пара- дигмы, контекста всегда бывает неожиданным и ассоциируется с ка- ламбуром, шуткой, шутовством. Шут - инверсия короля (Льва). Если Стрелец - символ движения вдаль, интереса, поиска истины за высокими горами и синими морями, то Рыбы - символ движения вглубь - символ веры, которая одна может дать опору и остановить бесконечный поиск Стрельца, вернуть его к реальности (пусть даже иллюзорной). Здесь подходит афоризм Витгенштейна: "Для того, чтобы опуститься в глубины, человеку не нужны далекие странствования". Если бы всеохватывающая любовь Рыб могла полностью воплотить в реальность пространство всех возможных точек зрения Водолея, то результатом было бы Воскресение, утверждение истинной жизни всех сущностей, которые только были или могли быть. (Под любовью мы здесь как раз и понимаем наделение всех точек пространства Водолея такой же полнотой бытия, какой наделено наше собственное "Я".) Но реально мы получаем мир объектов в пространстве и времени. Пере- мещение "Я" в пространстве и равноправие всех точек зрения имеет своим результатом признание постоянства объектов и самой их объек- тивности - то есть независимости от точки зрения. Человек, имеющий возможность двигаться, знает, что таракан, уползший в соседнюю ком- нату, не исчез из этого мира (ведь можно пойти следом за ним и прове- рить), а муха, влетевшая в окно, не появилась из ничего. У него есть представление о непрерывности существования и относительном по- стоянстве формы объектов, под каким углом и на каком расстоянии они бы ни находились. Если он сам их не видит, то увидит потом, или уви- дит кто-то другой, или, по крайней мере, может увидеть. Рыбы, пресе- кая актом веры бесконечное стремление Стрельца, дают результат этих стремлений - объективный внешний мир в его целостности - то есть Тельца, с которого мы и начали. НАЧАЛО ОТСЧЕТА Хотя у круга нет ни начала, ни конца, но в наших рассуждениях прихо- дится с чего-то начинать. И сам выбор начала отсчета находится в не- посредственной связи с нашими представлениями о человеке и его мес- те в мире. Мы по традиции начали с 0 Овна, но ведь он, являясь нача- лом цикла (точнее - одним из возможных начал), не является его сердцем, центром, из которого мы, как индивидуальности, видим весь цикл. Другими словами - это точка не настоящего, а прошлого для человека. Точкой настоящего, действительным центром является 0 Льва - граница между Раком и Львом. Через эту точку проходит ось Птолемея, относительно которой симметричны владения планет. С про- тивоположной стороны - 0 Водолея, граница между Козерогом и Водолеем, знаками, которыми управляет последняя видимая планета - Сатурн. Это максимально удаленная точка от точки "бытия" (= точки зрения) - от 0 Льва. Она показывает горизонт нашего Космоса, по- следние границы, которых достигает и от которых возвращается к нам свет Солнца. Этими же знаками (Козерогом и Водолеем), но уже за "горизонтом", управляет первая невидимая планета - Уран. За грани- цами Космоса простираются владения Хаоса. Поскольку эта точка на- ходится на границе видимости, в ретроспективном рассмотрении она представляет момент сотворения мира . В более широком понимании к сотворению мира имеет отношение весь третий цикл, о чем говорит сама хтоническая природа символов: кен- тавр, козел с рыбьим хвостом, Водолей и Рыбы. Поэтому в ретроспективном плане началом цикла можно считать 0 Водолея. Как граница видимого эта точка аналогична зеркалу, в кото- ром отражается "Я" - Солнце. Поскольку по окружности мы смотрим как вперед (через дневные владения), так и назад (через ночные), то отражением солнечного лика будет двуликий Янус, которого мы и ас- социируем с точкой видимого горизонта (см. рисунок на странице 46). Первый месяц календарного года мы посвящаем Янусу , а 9 января римляне отмечали его праздник - агонии. Символ Януса - Ф - означает как первичное разделение космическо- го яйца на небо и землю, так и рождение, соотносясь с женскими гени- талиями. Имя римского Януса производят от janua - дверь, janus - проход. Он почитался как бог дверей. Янус - хранитель ключей от границы Космоса и Хаоса, видит как будущее, так и прошлое, непре- рывно разворачивает мир во времени, давая начало концу и конец на- чалу. Янус олицетворял рубеж между концом старого и началом нового года, считался покровителем всякого начала. Римляне считали Януса самым древним богом и величали его "Janus Pater". Его именовали так- же богом богов, а впоследствии он трактовался как "мир" - mundus, как первобытный Хаос, из которого возник Космос, а сам он при этом из бесформенного шара превратился в бога и стал блюстителем порядка мира, вращающим его ось. Возможно, что это были отголоски сущест- вовавшего некогда мифа о Янусе как творце мира. Можно проследить эволюцию мира по родословной богов, имеющей начало в 0 Водолея (Уран), распространяющейся отсюда в обоих на- правлениях и завершающейся в 0 Льва. Уран, владеющий Водолеем, является богом неба. Он чем-то сродни тому свету, который был создан до светил - не исходящему свету, а объемлющему (как свет неба). "Уран первый стал править миром" (Аполлодор). Помимо чудовищ, которые напоминают о близости Хао- са и муках творения мира, Уран вместе с Геей породил шестерых тита- нов, из которых мы упомянем Океана (Рыбы), Гипериона - отца Селе- на и Гелиоса (титанов Солнца и Луны), которого также часто отождест- вляют с Солнцем, и Крона (Козерог), а также шесть титанид. Крон (Козерог) оскопил Урана (Водолей) и занял его место. Из крови Урана, упавшей в Океан (Рыбы), родилась Афродита Анадиомена . По другой версии она - дочь Зевса (Стрелец) и Дионы. Таким образом, Афродита является порождением всего третьего цикла. В своей древней ипостаси (как дочь Урана) Афродита - богиня плодородия (близка к Астарте), и ее культ носил выраженный стихийно-сексуальный харак- тер. Здесь она выражает качества своего ночного владения (Тельца). Поздний вариант Афродиты - дочери Зевса дает нам кокетливую и игривую владелицу Весов. Далее, Кроном были порождены боги-олимпийцы (во главе с Зевсом , низвергшим Крона): Зевс (Стрелец), Посейдон (Рыбы), Аид (Скорпион). Зевс породил остальных богов - Ареса (Овен и Скорпи- он), Афродиту (Телец и Весы), Гермеса (Близнецы и Дева) и близнецов - Артемиду (Рак) и Аполлона (Лев). Гермес в своем ночном владении близок к Янусу и Термину, являясь богом разделения, границ, ворот . Более поздняя версия Гермеса, соотносимая с дневным владением, де- лает его покровителем пастушества, умножающим приплод в стадах. Этот Гермес обладает незаурядными способностями к рукоделию. Здесь мы видим несколько волн или этапов эволюции, сопровождаю- щихся сменой владельцев знаков зодиака. Вначале - хтонические су- щества, затем титаны, затем боги-олимпийцы. И с каждым разом они все ближе к человеку, все более напоминают его своим обликом и при- вычками. При этом старые боги оттесняются к точке Хаоса и начала творения - к 0 Водолея, а наиболее молодые и антропоморфные группируются вокруг 0 Льва.

АСПЕКТЫ

Вышеизложенное было попыткой, с одной стороны, получения доста- точно дифференцированной двенадцатеричной системы представлений о мире, а с обратной стороны - попыткой связать уже имеющуюся традиционную картину - Зодиак - в одно целое при помощи логиче- ских построений. Будем считать, что нам удалось получить связное, замкнутое на себя кольцо двенадцати элементов бытия, символизи- рующих это бытие в его динамике, то есть искомый Perpetuum Mobile - Вечный Двигатель. Теперь попробуем укрепить это кольцо дополнительными "поперечными" связями - аспектами. Они должны дать нам представ- ление о том, что означают с точки зрения разных знаков Зодиака, принимаемых за начало отсчета, остальные знаки. За начало мы будем всякий раз принимать Огонь и рассмотрим три круга аспектов: от Овна, от Льва и от Стрельца. 1. Аспекты огня с землей. Каждый огненный знак образует с тремя знаками Земли три аспекта: 30 и 150 (правые), 90 (левый). Земля, с точки зрения Огня, пред- ставляет собой то, на что можно (или нельзя) воздействовать, и то, что может из этого получиться. Земля есть то, что сопротивляется измене- ниям. Лев: Первый аспект - Льва с Девой: 30 - работа с материалом, требую- щая соответствующих усилий. Дева - именно та Земля, которую мо- жет трансформировать Лев. Второй аспект - Льва с Козерогом: 150 - реализация. Результатом работы Льва является Иерархия, Система, Государство. То, что было во Льве свободным творчеством, после реализации становится законом, требующим исполнения, системой правил и ограничений. Свет, испу- щенный Солнце доходит до предела и возвращается - рефлексия. Третий аспект - Льва с Тельцом: 90 - условия. Реальность, которую нельзя изменить и которую принимают как данность. Лев не может изменить Тельца - Царь (поскольку он только царь, а не подрабатыва- ет по совместительству дворцовым столяром) не может ничего поде- лать с неудобным троном. Этот напряженный аспект в данном случае может быть охарактеризован как противоречие между "Быть"(Лев) и "Иметь"(Телец). Стрелец: Первый аспект - Стрельца с Козерогом: 30 - работа. Стрелец рабо- тает с системой, преобразует ее, создавая представление о многообра- зии систем. Второй аспект - Стрельца с Тельцом: 150 - реализация. Устремлен- ность к внешней цели имеет в качестве своей реализации саму эту цель, объект, обладание им. Перемещение порождает константность объек- тов и создает общую для всех индивидуальностей объективную физи- ческую реальность. Третий аспект - Стрельца с Девой: 90 - условия. Стрелец не властен над привычками, умениями, способами, которыми он пользуется в сво- их изысканиях. Напряженность может быть проиллюстрирована проти- воречием между "Целью"(Стрелец) и "Средством"(Дева). Цель нахо- дится в определенной зависимости от используемых для ее достижения средств (но не наоборот). Овен: Первый аспект - Овна с Тельцом: 30 - работа. Столкновение энер- гии с инертной массой. Инструментальная дифференциация грубого недифференцированного материала. Физическое столкновение с новой ситуацией, на которую еще нет выработанной привычки, способа дей- ствия. Второй аспект - Овна с Девой: 150 - реализация. Результатом дея- тельности являются привычки, навыки, наработки, умения, работа сама по себе. "Поступок порождает привычку". Третий аспект - Овна с Козерогом: 90 - условия. Овен не в состоя- нии изменять свою роль в социуме. Он не может выйти за пределы за- данной рамки и действует либо по правилам (герой, шериф из вестер- на), либо против правил (злодей или Робин Гуд). 2. Аспекты Огня с Водой Огонь образует с Водой следующие три аспекта: 90 (правый), 150 и 30 (левые). Вода представляет "действие", обратное действию Огня, и окрашена противоположными эмоциями. Аспекты Огня с Водой отра- жают, с точки зрения Огня, различные варианты ограничения его дея- тельности (не путайте с сопротивлением Земли), либо теневую, оборот- ную сторону деятельности Огня. Три аспекта с Водой - три типа отри- цания. Лев: Первый аспект - Льва со Скорпионом: 90 - самоограничение. Фик- сация того, что уже достигнуто. Произвольное ограничение самопрояв- ления, ради единства системы - царь, творящий законы, должен сам их добровольно (а как еще?) соблюдать, иначе они утратят свою значи- мость. Это парадокс, но творящий закон - творит его и для себя, а значит - ограничивает творчество. Второй аспект - Льва с Рыбами: 150 - "смерть". Здесь ограничение самопроявления не произвольно, то есть не является составной частью этого самопроявления. "Слияние" - абсолютное отрицание эгоцентри- ческой позиции как таковой. Нельзя быть смиренным из благородства; такой винегрет - признак бесовской гордыни. Отрицание самоценно- сти отдельной точки зрения. Третий аспект - Льва с Раком: 30 - "тень", условие проявления, питающий источник. "Постоянство внутренней среды (Рак) есть усло- вие свободной жизни (Лев) организма" [К. Бернар]. Жизнь в родитель- ском доме - основа самоидентификации. Стрелец: Первый аспект - Стрельца с Рыбами: 90 - самоограничение. Чтобы поиск истины достиг своей цели, необходимо поверить, то есть ограни- чить поиск актом веры. Чтобы что-то найти, нужно прекратить поиски. Отрицание не чужого или далекого, но далекости - расстояния до него - слияние с внешним. Тюрьма - ограничение передвижения, но не отрицание его самоценности. Второй аспект - Стрельца с Раком: 150 - "смерть". Поглощение, переваривание - отрицание внешнего и чужого-далекого как таково- го. Все внимание - внутренним делам. Не нужен нам берег турецкий! Дом - "гнездо, определенное место, символ убежища и возвращения. Философически, гнездо не может двигаться, ни тем более летать" - отрицание самоценности перемещения. Третий аспект - Стрельца со Скорпионом: 30 - "тень". Истоком, основанием поисков истины является вера в сходство внутренних цен- ностей ищущих. Авторитет - это авторитет для всех, но для этого "все" должны быть одинаковыми (в такой мере, чтобы обеспечить не- обходимую общность). Передвигаться может лишь то, что ограничено, имеет пределы, поэтому самоограничение создает базу для перемеще- ния как такового. Овен: Первый аспект - Овна с Раком: 90 - самоограничение. Деятельность не должна приводить к "поломкам" действующего, а чтобы действовать хорошо, надо действовать правильно. Поэтому на все опасные и непра- вильные действия должен быть наложен запрет. Второй аспект - Овна со Скорпионом: 150 - "смерть". Слияние действий - отрицание значимости отдельного действия или поступка вне его роли во взаимодействии и "общественном производстве". В тоталитарном обществе конкуренция невозможна и недопустима, аг- рессивность - безусловно отрицательное качество. Инициатива нака- зуема. Третий аспект - Овна с Рыбами: 30 - "тень". Бессознательная (Рыбы) мотивация действий (Овен). Действие во внешнем мире воз- можно лишь при абсолютной вере в реальность и стабильность внешне- го мира. К тому же, перед тем как начать действовать, необходимо ос- тановиться. Как правило, "инструментальная активность" выше у осед- лых народов, так как они должны извлекать максимальную пользу из того материала, который есть в местах их обитания. 3. Аспекты Огня с Воздухом Огонь образует с Воздухом аспекты в 60 (правый), 180 и 60 (левый). Они отражают три типа осознания, свободы. Лев: Первый аспект - Льва с Весами: 60 - "перспективы". Свобода твор- чества, не встречающая ограничений. Лев реализует прорыв в про- странство отношений и ценностей и творит в нем сам, без оглядки на потребительский спрос. Второй аспект - Льва с Водолеем: 180 - "осознание". Осознание через противоположность; в данном случае - единого через множест- венное. Осознание себя индивидуальностью происходит в группе дру- гих индивидуальностей, хотя сам групповой принцип противоположен индивидуальному. Осознание выделенности какого-либо центра проис- ходит на фоне существования других возможных, но не выделенных центров. Поэтому приятнее, наверное, быть всенародно избранным диктатором, нежели монархом по рождению. Третий аспект - Льва с Близнецами: 60 - "программирование". Близнецы в абстрактном виде содержат в себе то, что станет материа- лом для работы Льва, а именно - Деву. Стрелец: Первый аспект - Стрельца с Водолеем: 60 - "перспективы". Стрем- ление к иному, далекому встречается с безграничным пространством свободы всяческого "иного". Второй аспект - Стрельца с Близнецами: 180 - "осознание". Уст- ремленность к цели и сама цель осознаются через множественность целей, множественность путей к цели. Целью должна стать одна из возможностей: за двумя зайцами погонишься - ни одного не пойма- ешь. Третий аспект - Стрельца с Весами: 60 - "программирование". Пространство внутренних оценок в абстрактном виде содержит буду- щую внешнюю систему ценностей. Овен: Первый аспект - Овна с Близнецами: 60 - "перспективы". Осозна- ние бесконечного набора возможных действий. Второй аспект - Овна с Весами: 180 - "осознание". Действие осоз- нается как действие только через отношение к нему другого. Агрессив- ность должна быть направлена на врага и враг должен ненавидеть аг- рессора, чтобы тот себя считал таковым. Ребенок, написавший в шта- нишки, узнает о том, что он совершил поступок (то есть имел выбор - делать это или не делать), лишь после того, как родители проявили свое отношение к этому поступку. Третий аспект - Овна с Водолеем: 60 - "программирование". Груп- па задает, что есть реальность, данная нам в ощущении, а через это определяется взаимодействие с реальностью. Мы коснулись здесь только аспектов от трех огненных знаков, по- скольку главной задачей было показать пример установления динами- ческих связей между знаками при помощи аспектов. Но данная тема представляется поистине неисчерпаемой, и в следующем издании она будет рассмотрена более полно.

СЕМЕРКА

Сумма основных горизонтальных и вертикальных (или временных - С.М.) координат вселенной (4+3) дает число семь как воплощение космической целостности, включая временные (7 дней недели), аст- ральные (7 планет) и культовые совокупности (7 богов пантеона в иранской..., восточнославянской и др. традициях)" . В главе "Двенадцать" мы уже рассмотрели одно сочетание двоичного и троичного принципов, давшее нам очень важное число - 12, как про- изведение 4?3. Четверка в нем отражала объективный (как всякое чет- ное) динамический цикл - что-то вроде замкнутого времени древних, а ее рассмотрение на трех разных уровнях показывало субъективное видение эволюции этого цикла со среднего уровня - "человеческого". При этом сам двенадцатеричный цикл носит в целом ярко выраженный динамический (временной) и, одновременно с тем, объективный харак- тер. Во второй части книги мы будем рассматривать символику планет сеп- тенера, то есть семи видимых планет, поэтому хотелось бы предвари- тельно остановиться на числе 7. Это число также получается через син- тез двоичного и троичного. Но, в отличие от 12, оно носит более ста- тический (пространственный) и субъективный (как нечетное) характер. Наверное, нет смысла перечислять все хорошо известные сюжеты из мифологии, сказок, пословиц и поговорок, в которых фигурирует се- мерка. Но некоторые научные факты привести не помешает. Числом семь характеризуется кратковременная память человека, то есть его способность удерживать в поле своего внимания одновременно не- сколько предметов (их природа не играет при этом какой-либо роли). Это число было выявлено в середине нашего века Джорджем Милле- ром в опытах со зрительным восприятием и получило название "магическая семерка Миллера". Но сама структура этого явления луч- ше видна на примере слухового восприятия, ввиду его линейности, последовательности во времени. При исследовании объема кратковре- менной памяти применительно к размеру и сложности фразы в опытах ленинградского психолога Лущихиной И.М. было выявлено, что мак- симальное число ветвей фразы, которую человек может охватить при восприятии на слух, также равно семи. Число семь тесно связано с представлением об атомарной, концентри- ческой, индивидуальной природе субъекта и сопряженной с этим трех- мерностью пространства. Оно получается из двойки и тройки следую- щим образом: единица раздваивается, ветвится на каждом новом уров- не, а всего таких уровней человеку доступно три, считая тот, на кото- ром находится единица. Самый простой пример - число членов семьи, которое в детских книжках характеризуется иногда каламбуром "СемьЯ": первый уро- вень - единица - ребенок, второй уровень - двойка - папа и мама, третий уровень - четверка - дедушки и бабушки. Всего получается семь человек в трех поколениях (1+2+4=7). Естественно, это чисто субъективный подсчет, произведенный из локальной позиции, а именно с точки зрения ребенка, так как в него не входят побочные ветви - братья и сестры во всех трех поколениях. Точно таким же образом мо- жет ветвиться не только родовое древо, но и всякое другое, в том числе и древо восприятия и линейной памяти, которые также основаны на дихотомии и ограничены тремя уровнями. Единица и первый уровень - фигура первого плана, то, что находится в фокусе восприятия; двой- ка и второй уровень - две фигуры второго плана, ассоциативные от- ветвления от единицы, и, наконец, ответвления от двойки - четверка, четыре фигуры третьего плана. Семеро козлят, семь цветов радуги, семь нот, семь смертных грехов... Человеку - индивидуальности, существу трехмерного пространства - удобно делить непрерывное на семь частей одного порядка. "Магическая семерка" самым естественным образом символизирует любую субъективную, индивидуальную структуру: атом, человека, пла- нетарную систему и тому подобное. В астрологии число семь представлено прежде всего семью видимыми планетами, с которыми связаны семь дней недели, семь металлов алхи- мии, звезда магов и многое другое. Семерка и видимые планеты заслу- живают более полного анализа. Подробному рассмотрению существо- вания индивидуальной сущности в ее взаимодействии с внешней средой сквозь призму планетной символики будет посвящена вторая часть кни- ги.

ТРИ УРОВНЯ В ПЛАНЕТНОМ ОПИСАНИИ МИРА.

В планетарном языке астрологии можно выделить три уровня, которые соответствуют трем историческим стадиям в развитии науки звезд или трем последовательно усложняющимся уровням описания мира.

1

Первый уровень - это описание явлений на полярном языке светил - Солнца и Луны. Язык Солнца и Луны сам по себе совершенен и полон. Это базовый язык астрологии, который в форме календарей усвоен практически всеми культурами. Он оперирует двумя группами поляр- ных понятий: мужское и женское, активное и пассивное и т. п. Солнце выражает исходящую из центра энергию, активность, излучаемую во- вне, волю (в понимании Шопенгауэра), творчество, как утверждение своей точки зрения во внешнем мире. Луна же символизирует материн- ское оберегающее начало, питательную обволакивающую среду, из- менчивость, приспособляемость, восприимчивость, пассивный прин- цип. Соотношение солнечных и лунных циклов отражается в двенадца- теричном Зодиаке. К языку Солнца и Луны относятся астрология за- тмений, астрология лунных узлов, толкования положений светил в Зо- диаке, значения фаз синодического цикла Луны, а также вся лунная астрология (лунные дни, стоянки, местопребывания).

2

Следующим уровнем является язык септенера, то есть семи видимых планет. Это язык Птолемеевской астрологии. Соответствие планет сеп- тенера знакам Зодиака устанавливается при помощи понятия "управление", или "владение". Каждая планета владеет двумя знаками, расположенными симметрично относительно оси 0 градусов Льва - 0 градусов Водолея. Светила управляют соответственно: Луна - Раком, Солнце - Львом. Владения остальных планет расположены в порядке их удаленности от Солнца: Близнецами и Девой управляет Меркурий, Тельцом и Весами - Венера, Овном и Скорпионом - Марс, Рыбами и Стрельцом - Юпитер, Водолеем и Козерогом - Сатурн. Владения, расположенные в той же полусфере, что и владение Луны, называются ночными, а в той, где владение Солнца, - дневными. Понятие "ночное" (владение) имеет общность с понятием "женский" (знак), а "дневное" - с понятием "мужской". Те планеты, чье дневное владение приходится на мужской, а ночное - на женский знак, считаются благотворными, а те, чье днев- ное владение падает на женский, а ночное - на мужской знак, счита- ются злотворными. Сила благотворности или злотворности возрастает пропорционально удаленности от Солнца: Меркурий нейтрален, Венера - малое счастье, Марс - малое зло, Юпитер - большое счастье, Са- турн - большое зло; такими эпитетами награждали эти планеты ста- ринные астрологи. Наше исследование затронет главным образом этот, второй уровень языка планет. 3 Третий уровень включает, помимо семи видимых планет, также откры- ваемые при помощи приборов или вычислений невидимые (невооруженным глазом) транссатурновые планеты, которые иногда называют "высшими". К настоящему времени открыты три невидимых планеты - Уран, Нептун и Плутон. Их владения распределены в Зо- диаке по тому же принципу, что и владения планет септенера - по мере удаленности от Солнца. Значение высших планет, таким образом, зависит во многом от уже устоявшихся значений знаков Зодиака и пла- нет септенера (ведь их символизм должен органично вписаться в уже устоявшуюся целостную систему, расширяя, но не искажая значения управляемых высшими планетами знаков). Существует два наиболее очевидных способа осмысления невидимых планет через видимые. Первый - через соответствие планет, владею- щих одними и теми же зодиакальными знаками: дневные владения ви- димых планет становятся ночными для невидимых - и наоборот. Это попытка заглянуть за "Горизонт" (то есть за 0 градусов Водолея), за черту, отделяющую видимый, воплощенный подсатурновый мир - Космос - от Хаоса и Внешней Тьмы. Например, Марс и Плутон управляют одними и теми же знаками - Овном и Скорпионом. Марс представляет внешнюю активность, выражающую внутреннюю волю индивидуума. Активность Марса человек понимает как свою собствен- ную активность. Это д`Артаньян в ярком плаще и с перьями на шляпе, рассматривающий войну как свое личное дело. Плутон, напротив, пока- зывает обратную сторону активности - ее мотивированность социу- мом. Это активность человека как инструмента трансцендентной ему воли (воли толпы, класса, интересов продолжения рода и т. п.). Эту активность человек не считает своей, он как бы не несет за нее ответст- венности - это солдат, подчиняющийся приказу, один из тысяч, стоя- щий в шеренге и одетый в униформу цвета хаки. Проще всего прочув- ствовать этот тип активности человеку, оказавшемуся рядовым участ- ником большой демонстрации или массовых беспорядков. Другой способ рассмотрения - принять весь подсатурновый мир за целое, сопоставить его с Солнцем. Тогда высшие планеты примут функции видимых как их "высшие октавы". То есть, ближайшая плане- та к целому, дифференцирующая его взаимодействие с внешним, в од- ном случае Меркурий, а в другом - Уран. Вторая, осуществляющая отбор по принципу любви, - Венера и Нептун. Третья, реализующая волю, - Марс и Плутон [17]. В этом случае говорят, что Уран - выс- шая октава Меркурия, Нептун - Венеры, а Плутон - Марса. Как мы видим, оба способа ставят в соответствие Плутону Марс, значит, здесь аналогия будет наиболее полной. Если будет открыта четвертая невидимая планета (которую сейчас уже называют Прозерпиной), то, по вышеописанной логике, она станет со- управителем Венеры и высшей октавой Юпитера.

ИСТОЧНИКИ

1. Августин А. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991 2. Адо П. Плотин или Простота взгляда. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Ши- чалина, 1991 3. Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени. М.: Наука, 1982 4. Башляр Г. Психоанализ огня. М.: Прогресс, 1993 5. Бейтсон Г., Джексон Д., Хейли Д., Уилкенд Д. К теории шизофрении. // МПЖ, 1993, э 1, 2 6. Бергсон А. Собрание сочинений, т. 1. М.: Московский Клуб, 1992 7. Гачев Г. Книга удивлений. М.: Педагогика, 1991 8. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988 9. Горелик Г. Е. Почему пространство трехмерно? М.: Наука, 1982 10. Иванов В. В. Высшие формы поведения человека в свете проблемы доминантно- сти полушарий. В сб.: "О человеческом в человеке", М.: Политиздат, 1991 11. Иванов С. Магическая Семерка. // Наука и Религия, 1990, э3 12. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: Изд-во Трансперсонального Институ- та, 1994 13. Кэрлот Х.Э. Словарь символов. М.: "REFL-book", 1994 14. Левин М., Митяева Т. Оккультные принципы, лежащие в основе астрологии. В сб.: Астрология, век XX. М.: Имидж, 1991 15. Мерло-Понти М. Око и Дух. М.: Искусство, 1992 16. Мифологический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1991 17. Пашов В. Элементы астрологии. // Домашний Астролог, 1993, э 1 18. Пригожин И. Стенгерс И. Время, Хаос, Квант. М.: Прогресс, 1994 19. Сердце мозга / НЛП, т. 2. Екатеринбург, МООПД, 1993 20. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно- изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993 21. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994 22. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Искусство, 1993 23. Эрн В. Ф. Идея катастрофического прогресса. // Лит. учеба, 1991, э2. 24. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев: AIRLAND, 1994 25. Успенский П. Д. Tertium Organum. СПб., 1911 _____________________________________________________________________ Маслов С. В.

НОВЫЙ ТЯНИТОЛКАЙ

(СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА: ПЛАНЕТЫ И ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА) _____________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ

Астрологическая традиция: Знаки Зодиака и тело человека. Уверен: большинство моих читателей, хотя бы в самых общих чертах, знакомо с основами главнейших оккультных учений, утверждающих единство и подобие строения Мира - Макрокосма и человеческого организма - Микрокосма. Это последнее понятие, надо думать, близко и понятно всякому сколько-нибудь сведущему человеку и не нуждается в дополнительном объяснении. Поэтому достаточно будет кратко напомнить о том, как в традиционном астрологическом представлении соотносятся Знаки Зодиака, планеты и различные части и разделы человеческого тела.